100% актуально

100% актуально

100% достоверно

100% достоверно

Действительно ли распад СССР стоил «жизни» 70 тысяч предприятий? Или почему АЗЛК жалко, а «Москвич» – нет

Действительно ли распад СССР стоил «жизни» 70 тысяч предприятий? Или почему АЗЛК жалко, а «Москвич» – нет

Можно ли под привычным углом зрения – сколько, в каких сферах, с каким уровнем прибыльности – сравнивать состояние промышленности РСФСР и современной России?

По просторам интернета бродит ошеломляющая цифра: 70 тысяч.

Как утверждают аналитики с определёнными политическими пристрастиями, эта цифра отражает количество закрытых, разрушенных с момента распада СССР промышленных предприятий. Грубо говоря – это показатель уничтожения отечественных заводов и фабрик.

Причём 70 000 – не предельный показатель нынешней разрухи, пришедшей на смену советскому прогрессу. Пишут и о восьмидесяти, и о ста тысячах угробленных производств. Разбавляя эти писания изрядной долей политиканства.

И правда – все, кому за сорок, своими глазами видели, как из работавших ранее заводов тридцать-двадцать лет назад вывозили нарезанные на металлолом станки, как рушили стены производственных цехов, как на месте этих предприятий выклёвывались где – рынки, где – торговые центры. А кое-где даже парки разбивали – в единичных случаях.

Вот сравнение промышленной мощи поздней РСФСР с современной Россией. Предваряя выкладки, которые могут показаться скучноватыми, можно с известной долей уверенности заявить: нерентабельных, ненужных никому производств в России почти уже не осталось. На что их заменили – вопрос второй, и не менее спорный.

Непродолжительная гражданская панихида

Сайт rospisatel.ru публикует страшные цифры. Автор приводит примеры «убитых» лично нынешним президентом предприятий, демонстрирует список из нескольких десятков и утверждает в конце списка: таких «Ещё около 78 тысяч (!) заводов и фабрик».

Действительно ли распад СССР стоил «жизни» 70 тысяч предприятий? Или почему АЗЛК жалко, а «Москвич» – нет

Ели честно, нет ни желания, ни куража глумиться над автором этого впрыска – промышленности в России действительно похвастаться сейчас особо нечем, тому есть масса причин. Неспособность власти обеспечить реальный скачок промышленного развития России вкупе с явным саботажем со стороны некоторых её, власти, представителей, несомненно, одна из них. И хочется разделить праведный гнев автора (если судить по названию сайта, росписателя) – одно останавливает. Врёт росписатель. Или фантазирует. Что для писателя, конечно, простительно – в художественной литературе всегда должно быть место полёту фантазии, чего уж там. Претендовать на некую документальность, публикуя странные и ни черта, если честно, не говорящие таблицы с цифрами – вот что непростительно.

Полностью разделяя мысль автора-росписателя о бедственном положении промышленного производства в России начала XXI века и не особо заметным изменениям в России нынешней, приведу имеющиеся в распоряжении каждого любопытствующего иные цифры.

Заводы и фабрики поздней РСФСР и нынче

Вот выдержка из статьи Николая Нильского, опубликованной под ником nilsky в Livejournal:

«Число предприятий в отраслях гражданской промышленности РСФСР (1989 год): (автор перечисляет все российские предприятия того времени по отраслям и по количеству, делая ссылку на конкретный источник): «Кофанов Д., Михайлова Т. “Индексы концентрации отраслей обрабатывающей промышленности РСФСР по Дюрантону-Оверману, 1989”». – РАНХиГС, 2015.

Всего 14.909 предприятий», резюмирует автор, подсчитав.

А доктор экономических наук, профессор Василий Симчера в интервью «АиФ» называет другую цифру, правда, уже по 1990-му году:

«К 1990 году в РСФСР было 30 тысяч 600 дееспособных крупных и средних промышленных предприятий»

Вот темпы приватизации предприятий в России. Тоже с указанием источника. Не нужно и присматриваться: к началу нового тысячелетия всё уже приватизировали. Может, и оставались единицы – не суть…

Действительно ли распад СССР стоил «жизни» 70 тысяч предприятий? Или почему АЗЛК жалко, а «Москвич» – нет

Профессор Василий Симчера утверждает:

«Сегодня в РФ едва набирается 5 тысяч крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тысячи предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тысяч новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано. Поэтому у меня есть основания доверять гуляющей в Интернете цифре: 30 тысяч крупных и средних предприятий, не считая множество малых, были уничтожены приватизаторами и реформаторами, а их имущество разворовано».

Вот ведь: ни за что не найдёшь конкретной, однозначной цифры. Даже сам уважаемый профессор Симчера в интервью «АиФ» поначалу ведь говорил о 30 тысячах шестистах предприятий в 1990м году в РСФСР, а через несколько абзацев – уже о «переданных новым собственникам 42 тысячи предприятий». Ну, может быть, поначалу профессор не упомянул о предприятиях мелких, имел в виду лишь крупные и средние.

Всё равно до пугающих с сайта rospisatel.ru 78 тысяч далеко. И на половину названной страшной цифры не тянет. А уж если разбираться дотошнее, некоторые из этих «78 тысяч убитых предприятий» и вовсе оживают. Выдержка из расследования Николая Нильского, опубликованного в Livejournal (автор не поленился и собрал информацию об отечественных предприятиях, позиционированных как «убитые», стилистика сохранена – С.Б.):

  • Завод «Москвич» (АЗЛК) (род. 1930 – убит 2002)

    На его территории создан Технополис «Москва». Это множество производств (разные предприятия), работающие под крышей большого технопарка. Создано 8 000 рабочих мест. Сайт технополиса: https://technomoscow.ru/about

  • Завод «Красный пролетарий» (род. 1857 – убит 2010)

    Прекращал работу, но затем возобновил производство. Сайт завода http://aokp.ru/

  • Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)

    Работает и о своей смерти даже не догадывается. Сайт http://www.axion.ru/

  • Ирбитский мотоциклетный завод («Урал») (род. 1941 – в коме после ранения)

    Сильно сократил штат сотрудников и выпуск мотоциклов, тем не менее, продолжает работать. Сайт http://www.uralmoto.ru/

  • Павловский инструментальный завод (род. 1820 – убит 2011)

    Стал банкротом в 2003 году и был ликвидирован. История банкротства этого завода https://www.kommersant.ru/doc/1577875

  • Завод «Рекорд» (род. 1957 – убит 1996)

    Это Александровский радиозавод. Прекратил существование. Сейчас на этом месте торговый центр.

  • Липецкий тракторный завод (род. 1943 – убит 2009)

    Действительно закрыт и больше не работает. Даже написали об этом у себя на сайте: http://oao-ltz.ru/contact.html Бывшие цеха сдаются в аренду.

  • Алтайский тракторный завод (Рубцовск) (род. 1942 – убит 2010)

    Прекратил работу и был частично разрушен. С новыми владельцами под новым юр.лицом возобновил производство в малых объёмах. Сайт: https://alttrac.ru

    Там же, в Алтайском крае, в городе Барнаул работает Алтайский тракторный завод «Гранд». Сайт http://tt-4.ru/

Далее – по списку, представленному сайтом rospisatel.ru. Итог: некоторые предприятия нормально функционируют в той же области производства, что и раньше, некоторые действительно закрыты и разворованы, некоторые – перепрофилированы, на месте некоторых – пустыри.

Не ангажированность автора процитированной публикации Livejournal Николая Нильского, никак не вгоняющего результаты своего расследования в рамки «дискуссии» с фейковым «росписателем», позволяет основываться именно на его данных.

Итак, в РСФСР в 90-м году было примерно 15 тысяч промышленных предприятий. Сейчас, то есть в году 2020-м – около шести тысяч.

Картина не радостная, но все заводы и фабрики, что сейчас работают – работают. То есть зарабатывают.

«Шоб було». А оно нам надо?

Вот АЗЛК. Ну, в самом деле, не «москвичи» ли производства этого завода первыми, ещё в СССР получили прозвище «ведра с болтами»? А «Рекорды», «Горизонты» И «Чайки» конца восьмидесятых – по полцентнера весом? Нет, в 70-е годы они и такие были очень даже ничего, мечта любого советского человека… Но ведь ко времени распада СССР превратились в его прообраз – громоздкие, с невнятной цветностью и постоянно ломающиеся.

У некоторых граждан, в те времена бывших уже взрослыми, по прочтении вышенаписанного может появиться чувство негодования, и за меньшую нынче критику динозавров советского производства предают анафеме. Что ответить… Просто приведу слова героя О’Генри из рассказа «Стриженный волк»:

«…я не стану обижаться на такие ругательства, о которых ты и сам пожалеешь, когда к тебе вернется хладнокровие».

Потому что в глубине души все мы, рождённые в СССР, знаем: очень многое производилось ни для кого, просто «шоб було».

В том числе и оттого мы имеем сравнимые с конкурентами-капиталистами статистические показатели производства 80-х годов.

Без реквиема

Можно было дать новую жизнь тому же АЗЛК? Пробовали, и не раз. И на передний привод переводили, и до полного привода доработать пытались. С движками производства «Рено» собирали. И московскую мэрию на «москвичи» пересадить мечтали, и военным «пикап» поставлять… Не срослось. Обанкротился АЗЛК, его обанкротили – сейчас поздно реквием петь. Никому не нужны стали «москвичи», вот и вся диета, как, пусть и по другому поводу, говаривала Фаина Григорьевна Раневская.

Жалко нашу промышленность, жаль специалистов, которые – каждый сам по себе – взаправду были подчас уникальными. Жаль рабочих таких предприятий, как тот же АЗЛК, вынужденных кто – спиться, кто – по турциям да египтам челночничать…

Исчезнувший продукт, который все эти, без сомнения, хорошие, трудолюбивые и талантливые люди создавали – не жалко. Не жалко ушедшие в историю «вёдра с болтами». Перегорающие при втором включении кофеварки – не жалко. И видеомагнитофоны «Электроника», которые их владельцам стыдно было гостям показать – ну совсем не жалко.

Мы ведь сохранили многое из того, что производил СССР. Из того, что хорошо производил: мы до сих пор лидеры авиастроения, на наших двигателях весь мир в космос летает, мы снова нашим зерном полпланеты кормим. Потому что всё это мы умеем делать хорошо. А по тому, что мы хорошо делать не умеем – лучше без реквиема. Земля пухом, как принято говорить.

Вам понравилась статья?

Подписывайтесь на наши каналы!

    Комментарии:
  • Юрий:

    заводы жалко и москвич жалко до сих пор бегают машины 70-х годов и в неплохом состоянии, жалко конструкторов которым не давали возможности развивать автопром, потому что была идеология для народа и этого много не дай бог загнием вот и загнили на бывших наших заводах сидят иностранные буржуи…

    Ответить
    • Владислав:

      Москвич, вечный автомобиль! Купишь. не продашь!

      Ответить
      • Сергей:

        А зачем покупать ,если собрался продавать?

        Ответить
  • Мимо шел:

    Ижевский мотоциклетный завод (род. 1928 – убит 2009)
    Работает и о своей смерти даже не догадывается.

    И где же ижевские мотоциклы???
    Завод так «жив» что радостно с главной страницы сайта предоставляет дополнительные услуги: гостиничный комплекс, фитнес зал, медицинский центр, дворец культуры, типографию и аренду недвижимости. Очень «живой» мото завод.

    Ответить
  • Александр:

    Владимирский тракторный завод
    Владимирский химический завод
    Владимирский точмаш
    Владимирский автоприбор (сейчас в тех же цехах под тем же названием работает но уже другое предприятие)
    Это одни из основных градообразующих предприятий Владимира, три из которых сейчас не существуют на карте города именно как предприятия. И они выпускали продукцию, которая была востребована, а не шобы було как пишет автор. Это довольно крупные предприятия.
    Сельскохозяйственные предприятия тоже позакрывались. От Владимира до деревни 75 км, еще ребенком мне нравилось смотреть в окно автобуса а позднее и автомобиля что растет на полях, мог отличить рож, пшеницу, овес кукурузу, подсолнухи, горох. проезжая каждую деревню я сравнивал размер стада коров.сегодня проездая по тем же маршрутам я вижу что 2/3 полей заросло деревьями и кустами, коров где где вижу единицы, их уже не пасут стадами, а выпасают как собак — в ошейниках и привязав к колу — это единицы, частники, а ведь раньше в каждой деревне была ферма и деревенское стадо. СССР был одной из 4-х стран мира, в которой был налажен полный цикл производства — от добычи ископаемых, переработки, изготовления станков и машин и на этих же машинах производили продукцию. Вот к чему стремиться надо и что мы должны хотеть повторить…

    Ответить
  • Александр:

    Я бы добавил…Волгоградский з-д Медоборудования и медтехники,з-д Судоверфь,тракторный з-д,…

    Ответить
    • Володя:

      Автор статьи бред пишет! Соглашусь с одним из комментаторов по поводу заводов во Владимире! Уничтожили целенаправленно много предприятий и не только в самом Владимире, но и в области. Ковровский экскаваторный завод, Ковровский приборостроительный завод, Гороховецкий судостроительный завод, ВНИИСИМС в Александрове ( где и Рекорды делали и на оборонку работали тоже, интересно а автор знает об этом?). Огромное количество текстильных редприятий уничтожили в области, процентов 90. Владимирская область очень много выращивала льна и перерабатывала его в ткань. А сейчас нет этого. Был завод им. Орджоникидзе в Кольчугино который обрабатывал цветные металлы и сплавы, продавал свою продукцию в США, Канаду, ФРГ, Японию, Индия чканила монеты на его прокате, он катал патронный прокат на боеприпасы, работал на оборонку и космос, завод получил золотую медаль на выставке в Лас- Вегасе за свою посуду( он ещё посуду делал) это ещё при СССР кстати было. Его обонкротили и закрыли, выкинули рабочих, теперь все трудоспообное население катается в Москву на заработки, она близко! И ещё вишенка на торте специально для автора сией статейки: СССР был в тройке мировых лидеров по ЧПУ станкотроению наряду с Японией и ФРГ (чего там сейчас с этими заводами???) Был вторым в мире по электронной промышленности (1 ми были США и то потому что запустили программу » Звёздные войны» и вбросили в свою электронную промышленность десятки миллиардов тех долларов) А че там у нас сейчас с электронной промышленностью?

      Ответить
  • Сергей:

    Не надо передёргивать факты! Как говорит автор : заводы есть ! А я спрашиваю если заводы есть , то почему у нас в магазинах всё Китайское?

    Ответить
  • Андрей Глазов:

    Главная ошибка была сделана в 1985 году, когда М. Горбачёв был выбран генеральным секретарём. С этого и пошло.

    Ответить
  • Сергей:

    Главная ошибка была совершена на 20 съезде в 1956 г.!

    Ответить
  • Юрий:

    Построенные «человейники» на месте порушенных заводов, по своей «природе — не в состоянии накормить людей. Автор, может ты их всех накормишь, оденешь…?

    Ответить
  • Анна:

    Алтайский тракторный завод разрушен до основания. Никакого производства на его территории не ведётся — там все цеха, заводоуправление — всё разрушено. Это жуткое зрелище. Завод, на котором работало 10000 человек, превратился в руины. Не знаю что это за ссылка но сайт, но завода этого точно нет. И уж точно ничего не производится там уже много лет. Даже теплостанцию, которая стояла на территории завода и отапливала 2/3 города п******и.

    Ответить
  • Весенний:

    Развал: сельского хозяйства, гражданского авиастроения, судостроения, станкостроения. Закрыты тысячи заводов по России, сотни НИИ и военных училищ и как следствие- безработица ,нищета россиян и ненависть всего мира ко всему русскому.
    Одно вранье, что экономика растет. Нечему расти и не кому ее восстанавливать, нет государственных деятелей, болеющих за страну как Сталин, Брежнев и тот же Хрущев.
    Лапшу вешают каждый день, буд-то мы на самом деле как овощи все воспринимаем как говорят. А это далеко не так. Просто нас за идиотов принимают.
    И близко нет той мощи страны и той экономики, что в СССР (и в духовном плане тоже) – гаранты не те. И была она (экономика) в СССР — «не абы було». Были грамотные и честные руководители страны. Да, проблемы конечно были, но какие сейчас……….мама не горюй.

    Ответить
  • Адольф:

    Журналистика и производство понятия не совместимые. Самая точная цифра урона контрреволюции Ельцина — 40% , цифра сравнимая с цифрой потерь в ВОВ. Автор не понимает и того очень важного факта, что СССР строил зкономику параллельно с социальныцми вопросами и поднятием культурных, социальных вопросов по всем союзным республикам. Промышленность была кооперирована с целью обеспечения занятости в самых отдалённых населённых пунктах. Никакой миграции населения!!! В СССР производилось чтобы всего было достаточно, а не «чтобы було». Не беда, что по качеству что то не соответствовало европейским. В европе тоже не всё становилось изначально брендами. Приведу два маленьких примера из личной трудовой деятельности. На наше предприятие в пусковой период приезжал легндарный МИНИСТР МИНСРЕДМАША Славский Е,П, Он к слову как то сказал, что до сих пор у него холодильник «ЗИЛ». Было это в 1973 году. А в моём объединении функционировало планово- убыточное предприятие, которое выпускало «ВИСМУТ». Посёлок с численностью 10 тыс человек. Дерипаско или Мордашёв закрыл бы его одним движением левого пальца. А на людей им наплевать. Что делает советский человек, т.е. Я — как директор объединения. Еду в Главалмаззолото и решаю с Рудаковым В.В. вопрос организации на месте убыточного предприятия производства по огранке алмазов. На руднике было 300 рабочих мест, будет 800. Да ещё в здании управления организовали пошив детской одежды на 70 мест девочкам. Когда я сегодня рассказываю об этом, то некоторые из гостей обязательно спрашивает: » И что ты от этого поимел?». Я отвечаю 10 000благодарных жителей прекрасного посёлка «Бричмулла» в Узбекистане. Но я — коммунист, т.е. тот, что ничего не понимант в экономике. А я считаю, что это нынешние «экономисты» и всякие «политологи» — всё это матершинные слова ничего не понимают в экономике. Главное в Экономике это — занятые на производстве свободные люди.

    Ответить
  • Серега:

    Виден стиль демократа в худшем понятии этого слова. Рассуждает о заводах и промышленности, совершенно не понимая вопроса.

    Ответить
    • Сергей:

      Вы много пожили и много понимаете! Я работал на этих заводах с 1970 года !

      Ответить
      • Сеоега:

        Я не понял смысла вашего комментария. Вы там работали. Какой вывод вы хотите сделать? Правильно, что все свернули или хорошо, что все разрушено?

        Ответить
  • Адольф:

    Я уже писал комментарий,но прочтение ещё некоторых меня подвигло ещё оке что написать. Цифры не бьются по одной единственной причине. Нет механизма учёта мелких и просто попутных предприятий. Быстро схвачены только те предприятия, продукция которых уже имела выход за бугор. Тут говорили и о вёдрах с болтами. Между прочим могли бы привести примеры, как выливали первый борщ на голову молодой жены. А вот вёдра с болтами до сих пор встречаются, потому, что обслуга Мерседеса и его эксплоатация не по карману подавляющему большинству трудового народа. Следует осветить и ещё 2 важных факта новых хозяев. Нахватали всего, что продаётся, накупили автомобилей самых разных марок, натащили миллионы подержанных из Е вропы и Японии и…!!!! застыли безнадежно в непробиваемых пробках. На халявные деньги настроили домов, коттэджей, вил, без изысканий, проектов, разрешений. И без ДОРОГ,Более того устроили преступную урбанизацию.

    Ответить
  • Сергей:

    НЕ умничайте ! Умнее будите выглядеть !

    Ответить
  • ромарио:

    Автор, как типичный герой сериала из «Офиса», пытаясь вылезти из г..на, зарывается еще больше)

    Ответить
  • Сергей:

    Согласен.

    Ответить
  • Владислав:

    — Друг познаётся в беде и развал СССР показал кто из «братских» народов нам друг. Вспомните кто только не резал русских и не выгонял их как оккупантов. Остальные оказались мелкими народишками, сволочными и гадкими.

    Ответить
  • Сергей:

    Это политика властей а не народа! Народ он везде разный , и там и здесь! Можно найти тысячи примеров когда ЛЮДИ там спасали Русских от НЕЛЮДЕЙ! В Советское время такого не было, за редким исключением!

    Ответить
  • Андрей:

    Чувствуется гнилое нутро ******* охранителя. Хоть *** в глаза, всё божья роса!

    Ответить
  • Виктор:

    Автору статьи :почитайте коменты на вашу статью и (может быть) поймёте какую лободу вы намолевали.
    Может быть в угоду вашим хозяевам, истенным либаралам, но только не для понимания того, что сделали со страной «выдающиеся «руководители — елцин и путин,и конечно , горбачев.
    Послушайте ПЛАТОШКИНА напишите новую статью на ту же тему.
    Хотя , думаю, вы не осмелитесь.
    «

    Ответить
  • Alf:

    Автор, категорически не согласен с вами! Страна лежит в руинах предприятий, выжившие заводы дышат на ладан. Не создано абсолютно ничего! Нет своих самолетов, в аэропортах одни боинги, не можем создать нормальный автомобиль, москвичом называем китайскую машину и еще гордятся этим. Пересадить бы этих деятелей на эти москвичи…Нет своей электроники, Чубай «освоил» миллиарды и благополучно смылся на историческую родину. Это позор, что мы допустили, что нашу страну разграбили и разрушили… А сейчас, еще и *****

    Ответить
  • dos:

    1. Задайте себе вопрос: Кто богаче и лучше живет, тот у кого уже есть квартира, дача, машина, гараж и пр. или тот кто всё что было разорил, нашёл где-то кучу американских денег и планирует все что у него было где-нибудь купить как только договориться и наладит отношения?

    2. Все убитые предприятия имели своё оборудование, базу знаний и перечень выпускаймой продукции, а вновь созданные это прокредитованные, с европейским оборудованием из китая и в вечном поиске рынка сбыта своей продукции.

    3. Передовые технолгии никогда не продаются в соседние страны, туда удачно сливают всё старое, 30-40 летнее. У европейских стран стаёт выбор: или на металл, или впарить ****** за деньги (это про РФ)

    4. ****** развели, чтоб расширить и укрепить рынки европейских стран. **** разводились с радостью.

    5. Про некачественную продукцию СССР. Качество продукции улучшается НЕ путём создания кучи институтов и армии чиновников и партийных лидеров, НЕ подпиранием производств бандитами, хакерами и спецслужбами и ведомствами, НЕ впариванием ***** всего подряд, А непостредственно на производстве, учитывается мнение потребителей, проводя анализ рынков, стандартов качества продукции, и много всего прочего.

    6. Много лет назад большая часть продукции была скопирована с америки и европы (АЗЛК, ГАЗ, ВАЗ и др.). Технологическое отставание было в несколько лет. Что мешало нагнать и опередить?

    Ответить
    • Сергей:

      Ответ на вопрос №5: В этом вы не правы! Если коротко, то куча чиновников как раз сейчас, а производства нет от слова совсем, все товары, в магазинах произведены в Китае! Насчёт НИИ вот они то как раз и занимались разработкой и улучшением качества товаров! Ответ на вопрос №6: Прошу заметить не тупо скопирована, а модернизирована под наши условия! Прошу посмотреть историю тех же заводов которые вы назвали! Доказательства в автопробегах и международных ралли — Караку́мский пробе́г (также Автопробег 1933 года «Москва—Каракумы—Москва») ;марафоне «Лондон-Сидней» 1968 года – одном из самых престижных событий в мире автоспорта. И наши машины не подкачали.

      Насчёт технологического отставания, и тут вы не правы! Мы войну выиграли ,космическую гонку тоже! И если бы не предательство, я думаю СССР так и был бы величайшим государством мира! Ну а насчёт того что мешало: Учите историю! Война мешала! А вот новой России что сейчас мешает? Белоруссии не мешает, а нам мешает! Это коротко остальное найдёте в той же истории если захотите! Прощайте!

      Ответить
  • Лопсон:

    Вы серьезно? Какие 70 тысяч? в 1991 году 26000 заводов было, какие нафиг 70к? Статья провокационная и для неокрепших умов.

    Ответить
  • Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем к прочтению
Банки Сегодня в Telegram Аналитика, прогнозы, инсайды.