Авторское право при цитировании роликов с YouTube: где проходит грань допустимого?

В эпоху соцсетей и стриминговых сервисов блогером может стать практически кто угодно. И многие при создании собственного контента часто используют чужие материалы. Некоторые делают ролики для личного интереса, другие – чтобы заработать на просмотрах. Однако при заимствовании чужого контента не стоит забывать об авторском праве. Но как можно использовать чужие видеоролики, чтобы не нарушить авторское право и не быть привлеченными к ответственности? Мы опросили экспертов в области права и попытались дать ответы на наиболее актуальные вопросы касательно защиты авторских прав.

Что вообще такое – авторское право?

Глава 70 Гражданского кодекса России посвящена авторскому праву и его защите. Согласно статье 1255 ГК РФ автор произведения имеет право на неприкосновенность его творчества, в том числе на его обнародование. То есть никто, кроме автора работы, не имеет право публиковать его произведение без его ведома.

В статье 1267 ГК РФ указано, что авторами видеоролика являются:

  • сценарист;
  • режиссер-постановщик;
  • композитор музыки или песни.

Если человек самостоятельно снял, озвучил и, при наличии, написал музыку, то автором будет являться одно лицо.

Если авторское произведение кто-то исполняет вживую, выпускает в эфир или печатает в СМИ, то автор произведения сохраняет за собой право на получение доходов от этого. Но есть и исключения. Например, при указании имени автора произведение может быть опубликовано в научных, литературных и художественных целях. Кроме этого, автор имеет право продать свой труд, то есть передать авторские права на использование произведения другими лицами.

Регистрировать авторский объект не требуется, он автоматически становится «собственностью» автора. Об этом подробнее рассказала патентный поверенный Екатерина Канева:

Когда Вы снимаете фото или рисуете чертика на полях своего блокнота во время переговоров – Вы автоматически становитесь автором произведения, без необходимости какой-либо их государственной регистрации на территории большинства стран мира.

Благодаря международным конвенциям (Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений) правовая охрана объектам авторского права предоставляется с момента создания без необходимости какой-либо государственной регистрации практически во всех странах мира. Таким образом, мы можем говорить о сложившейся общемировой модели законодательного регулирования авторского права (за исключением ряда процедурных моментов, сроков, судебных нюансов).

Екатерина Канева, патентный поверенный РФ № 1685, приглашённый советник Торгово-промышленной палаты РФ.

Что относится к авторским материалам

Объекты авторских прав прописаны в статье 1259 ГК РФ. К авторским материалам относятся:

  • произведения искусства и литературы;
  • сценарии, спектакли и постановки;
  • музыка;
  • видеоролики;
  • фотографии;
  • географические карты;
  • компьютерные программы
  • другие.

Причем перечень объектов авторского права, прописанный в статье 1259 ГК РФ, не исчерпывающий. На это обратил внимание в своем интервью практикующий юрист Дмитрий Першин:

Заметим, что перечень не является исчерпывающим. Это обусловлено широтой сфер интеллектуальной деятельности человека, который постоянно изобретает что-то новое.

Дмитрий Першин, практикующий юрист службы «Единый центр защиты».

Стоит отметить, что авторское право распространяется как на полноценное произведение, так и на его часть независимо от размера или длительности, а также на персонаж и название произведения.

Но есть объекты, которые не относятся к авторскому праву. О них подробнее рассказала правовой партнёр IT компаний Ксения Гайн:

Вот список того, что не является объектом авторского права немного меньше, это:

  • идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах;
  • официальные документы государственных органов, в том числе законы, нормативные акты, судебные решения, официальные документы международных организаций;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; ⁃ произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Ксения Гайн, управляющий партнёр юридической компании Gain & Partners, правовой партнёр IT компаний.

Можно ли использовать чужие материалы при монтаже собственного ролика

Главное, что интересует современных блогеров – можно ли использовать чужие видеоролики при монтаже собственного. Ответ здесь однозначный: нет, так как использование чужого материала без разрешения автора влечет за собой ответственность, в том числе и уголовную. Но есть и ряд исключений.

Если новичок просто делает видеосюжеты под известные песни, например, для личных целей, и не планирует на них зарабатывать (монетизировать на YouTube), то использовать чужие произведения искусства можно. Конечно, если он не будет публиковать видеоролики в интернете и выдавать за свое творчество.

Если же блогер «взял» чужое видео и опубликовал его у себя на канале без разрешения правообладателя, то ему стоит готовиться к судебному разбирательству. Или, как вариант выкупать авторское право у человека, который снял спорный видеоролик.

Есть еще одна категория – блогеры-любители. Например, блогер снимает видео собственного танца под известную музыку или же исполняет известную песню под гитару. Заработать денег на таком видеоролике не получится, но использовать для портфолио можно – при условии, что автор песни или музыки будет указан или озвучен.

Единственное, что разрешает российское законодательство – это использовать фрагменты видеоролика или других произведений в учебных, информационных и новостных целях. Но также обязательно надо упомянуть автора ролика и место его расположения (откуда был взят ролик).

Более подробно о том, когда можно использовать чужие произведения и не нарушить авторские права, рассказала Ксения Гайн:

Не нужно получать разрешение для личного пользования контентом: прослушивание музыки в кругу семьи. Но если круг лиц будет значительно шире (не родственники), то нужно согласие правообладателя. Также можно использовать материалы без разрешения для научных или исследовательских целей. Например, обзоры, критика фильмов. Но при этом, обязательно должно быть упоминание правообладателя. Использование музыкального произведения на официальных церемониях, например, марш Мендельсона на свадьбе — возможно, так как нет коммерческого подтекста воспроизведения. Если рассматривать совсем специфические ситуации, то проигрывание контента в ходе судебного разбирательства тоже не требует особого разрешения.

Ксения Гайн, управляющий партнёр юридической компании Gain & Partners, правовой партнёр IT компаний.

Срок охраны авторского права

Срок охраны авторского права прописан в статье 1267 ГК РФ. Авторское право действует бессрочно, это прописано в пункте 1 данной статьи. То есть произведение всегда будет принадлежать автору, даже после его смерти. На это обратил внимание Дмитрий Першин в своем комментарии:

Согласно ст. 1267 ГК РФ, авторство, имя автора, а также неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Дмитрий Першин, практикующий юрист службы «Единый центр защиты».

Но стоит обратить внимание, что ГК РФ предусматривает еще и срок действия исключительного права на произведение. Исключительное право действует на протяжении всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Об этом более подробно рассказал преподаватель Юридического факультета Финансового университета Кузнецов:

Срок охраны авторского, а точнее исключительного права на произведение действует в течение всей жизни автора (соавтора) и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, соавтора в зависимости от того, кто последний покинул мир. Охрана анонимных произведений или обнародованных под псевдонимом истекают, так же, как и у произведения опубликованного после смерти автора, через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

Кирилл Кузнецов, преподаватель департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.

Но есть и исключения по сроку действия исключительного права для авторов, которые:

  1. работали во время Великой Отечественной войны;
  2. являлись участниками Великой Отечественной войны;
  3. были репрессированы или посмертно реабилитированы.

Для первых двух категорий авторов, которые имеют отношения к ВОВ, срок действия исключительного права продлен, то есть он равен не 70 годам после смерти, а 74.

О репрессированных и пожизненно реабилитированных авторах рассказал юрист Павел Катков:

Однако нужно быть внимательными к деталям – в некоторых случаях этот срок может быть продлён. Так, если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения (п.4 ст.1281 ГК РФ). Выяснять эти обстоятельства необходимо будет самостоятельно, какого-либо реестра или иного единого источника этих данных, увы, нет.

Павел Катков, владелец «Катков и партнёры».

Различные сроки охраны произведения могут завести некоторых в тупик. Для того чтобы все стало ясно, следует понять разницу между авторским и исключительным правами.

При создании произведения у автора сразу появляются личные и имущественные права. К личным правам относятся:

  • авторство;
  • неприкосновенность произведения (внесение изменений в творчество).

Даже если автор перепродаст свое произведение или правопреемники вступят в наследство после смерти автора, произведение не может быть отредактировано и все равно будет «принадлежать» автору (по творческому направлению).

К имущественным правам относятся:

  • использование производства в собственных целях, в том числе и для продажи или уступки;
  • публикация (автор может решить не публиковать свое произведение);
  • передача по наследству.

То есть к имущественным или исключительным правам относятся именно право распоряжения произведением. И срок его охраны длиться всю жизнь автора и еще 70 лет после смерти. Спустя 70 лет произведение искусства становится народным достоянием, но авторство продолжает сохраняться.

Причем, если произведение было создано несколькими соавторами, то срок охраны исключительного права на творчество отсчитывается от даты смерти последнего соавтора.

Но есть еще одно значимое отличие между личным и имущественным правом. Имущественное право оценивается по результатам независимой оценки или по условиям договора. То есть размер вознаграждения в случае нарушения имущественного права определяется точными цифрами. А личное право не подлежит оценке. Возмещение при нарушении личного права рассчитывается в суде, исходя из размера фактически понесенных убытков.

Ответственность за нарушение авторского права

За нарушение авторских прав ответчик может быть привлечен к:

  1. гражданско-правовой ответственности;
  2. административной ответственности;
  3. уголовной ответственности.

Для наглядности все виды правонарушений и ответственность за них мы отразили в отдельной таблице:

Вид правонарушения Статья Ответственность
Нарушение личного неимущественного права (присвоение создания произведения) ст. 1251 ГК РФ Признание имени автора, защита достоинства и чести автора, компенсация морального вреда
Нарушение исключительного права (внесение исправлений, распространение произведения) ст. 1252 ГК РФ Признание исключительного права за автором, возмещение причиненных убытков и изъятие носителя, на котором расположен объект авторского права (по решению суда могут изъять не только носитель, но и оборудование)
Неоднократное нарушение авторского права организацией или ИП ст. 1253 ГК РФ Ликвидация юридического лица или ИП
Использование чужого произведения для получения прибыли ч.1 ст. 7.12 КоАП РФ Для физических лиц – штраф в размере от 1 500 до 2 000 тысяч рублей, а также конфискация материального носителя и оборудования
Для должностных лиц – штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а также конфискация материального носителя и оборудования
Для юридических лиц – штраф в размере от 30 000 до 40 000 тысяч рублей, а также конфискация материального носителя и оборудования
Присвоение (плагиат) произведения, которое причинило автору крупный ущерб* п.1 ст. 146 УК РФ — Штраф в размере до 200 000 рублей или иной доход осужденного за период до 18 месяцев;

Обязательные работы на срок до 480 часов;

— Исправительные работы сроком до 1 года; — Арест на срок до 6 месяцев.

Приобретение, хранение или перевозка контрафактных экземпляров произведений для дальнейшей продажи п.2 ст. 146 УК РФ — Штраф в размере до 200 000 рублей или иной доход осужденного за период до 18 месяцев;

— Обязательные работы на срок до 480 часов;

— Исправительные работы сроком до 2 лет;

— Принудительные работы на срок до 2 лет;

— Лишение свободы на срок до 2 лет.

Приобретение, хранение или перевозка контрафактных экземпляров произведений для дальнейшей продажи, совершенные группой лиц, в особо крупном размере** или с использованием служебного положения п.3 ст. 146 УК РФ — Принудительные работы на срок до 5 лет;

— Лишение свободы на срок до 6 лет.

Дополнительно судья может наложить штраф в размере до 500 000 рублей или иного дохода осужденного за период до 3 лет.

*Крупный ущерб – полученный доход от присвоения или продажи чужого произведения более 100 тысяч рублей.

**Особо крупный размер – полученный доход от продажи чужого произведения более 1 миллион рублей.

Судебные разбирательства

При нарушении авторского права владельцу прав необходимо сначала постараться разобраться с нарушителем самостоятельно, так как российское законодательство предусматривает досудебное урегулирование споров. Для этого автор произведения составляет письмо-требование на имя нарушителя и прикладывает подтверждение наличия авторского права.

Если нарушитель не отреагировал на письмо-требование или не согласился с доводами автора, то можно обращаться с иском в:

  1. районный суд общей юрисдикции, если истец и ответчик – физические лица;
  2. арбитражный в суд, если истец или ответчик – юридическое лицо.

Исковое заявление направляется в адрес суда по месту регистрации ответчика. То есть если истец проживает в Санкт-Петербурге, а ответчик – в Москве, то иск подается в суд Москвы.

На практике в России ежегодно проводится несколько десятков тысяч судебных разбирательств в отношении нарушения авторского права. О некоторых из них нам рассказали юрисконсульт Эльвира Прусакова и Ксения Гайн.

В 2019 году российский кинообозреватель использовал фрагменты фильмов для анализа на своём YouTube-канале. Правообладатели, которые не разделили его критики, подали жалобу в администрацию видеохостинга на блок роликов и написали заявление в суд. Блогер не растерялся, привлек специалистов и, использовав понятие добросовестного использования, восстановил своё честное имя, минуя судебные разбирательства. Второй случай, так же произошедший в 2019 году опубликован в разбирательствах самого ресурса YouTube. Блогер пытался разобраться, как быть с одним из пользователей, который своровал его видео-ролик (а таких было аж несколько человек!). У всех ролики были чинно-благородно удалены, кроме одного единственного. Этот воришко честно признавался в своей виновности, а в администрацию портала писал о добросовестном использовании и удалять ничего не хотел. В конце концов, всё снова обошлось без суда, и YouTube удалил сворованный контент. Но осадок остался не приятный

Эльвира Прусакова, юрисконсульт онлайн-платформы Податьвсуд.РФ..

Так, например, в споре с Первым каналом суды обозначили ту самую грань использования: «…спорные фотографические произведения в данном случае представляли собой наглядное подтверждение проблемы (плохое состояние дорог в городе Омске), способное акцентировать внимание зрителей на ней и визуализировать эту проблему, что подтверждает вывод судов первой и апелляционной инстанций об информационном характере использования этих фотографических произведений ответчиком. При этом использование именно 9 фотографий предпринимателя было правомерно признано судами допустимым объемом цитирования, поскольку отвечало цели информирования о существующей проблеме с дорогами в городе Омске». (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21 декабря 2017 г. N С01-1003/2017 по делу N А40-5830/2017)

Ксения Гайн, управляющий партнёр юридической компании Gain & Partners, правовой партнёр IT компаний.

ТОП-5 самых актуальных вопросов по цитированию видео

Хоть вопросы авторского права неплохо раскрыты в законодательстве, спорные моменты все же бывают, и особенно это важно для владельцев каналов на YouTube. Поскольку на платформе пользователи часто выкладывают собственные видеоролики и стараются подключить монетизацию, чтобы получать прибыль от любимого дела, они могут столкнуться с судебным иском

Мы составили ТОП-5 наиболее актуальных вопросов, которые задают блогеры.

Если вставить 10-секундный чужой ролик в свое видео, что за это будет

Законодательство запрещает использовать чужие произведения, в том числе и видеоролики, без разрешения автора. Исключением является только цитирование чужих произведений в учебных или информационных целях.

На вопрос о последствиях чужого видеоролика ответила Эльвира Прусакова:

Если что-то в вашей видео-работе покажется роботу подозрительным, предупреждения не миновать. Поэтому никакие даже секундные видео из музыкальных клипов или кинофильмов вы использовать не можете. Тут же «прилетит» предупреждение с последующим удалением, а после трёх предупреждений – блок канала. Но в каждых правилах есть свои исключения.

Эльвира Прусакова, юрисконсульт онлайн-платформы Податьвсуд.РФ.

Что означает термин «добросовестное заимствование»

Термин «добросовестное заимствование» очень часто используется в судах при возникновении спорных ситуациях. И если его правильно применить, то человека освободить от ответственности за нарушения авторского права.

О грани между «добросовестным заимствованием» и плагиатам рассказал Дмитрий Першин:

Все объекты авторского права возможно использовать без согласия автора и без выплаты ему причитающегося вознаграждения. Но условиями для этого являются:

  • обязательное указание имени автора, произведение которого использовано;
  • источник заимствования (например, ссылка на сайт).

Данное требование закреплено в статье 1274 ГК РФ.

Таким образом, грань «добросовестного» цитирования заключается в обозначении автора и источника заимствования.

Дмитрий Першин, практикующий юрист службы «Единый центр защиты».

Могу ли я монетизировать личный видеоролик с наложением известной песни

Наиболее частый вопрос у начинающих блогеров-любителей: можно ли монетизировать ролик, в котором играет известная песня? Ответ: нельзя. Администрация YouTube, а точнее ее алгоритмы, находят такие песни и автоматически выставляют предупреждение.

Пользователю необязательно удалять видеоролик, но если он согласен с нарушением авторских прав, то этим он подтверждает, что не имеет имущественных прав на данное видео.

Стоит обратить внимание на один нюанс – такой видеоролик может монетизироваться, но прибыль будет начисляться не владельцу канала, а автору музыки, наложенной на клип.

Также не получится включить монетизацию на видео, при монтаже которого использовалось несколько отрывков из разных песен.

Что будет, если я выложу концертную запись на своем канале YouTube

Многие люди любят выкладывать на каналы YouTube личные записи концертов или театральных постановок. Но перед началом любой постановки или кино, людей предупреждают, что видеозапись запрещена, так как съемка нарушит авторские права.

Поэтому, если человек выложит в интернет видеоролик концертной записи, его могут заблокировать и привлечь к ответственности.

Но есть некоторые интересные нюансы, на которые стоит обращать внимание при выкладывании своих роликов на канал YouTube. Один пример необычного спора рассказала помощник декана ВМК МГУ Ангелина Донцова:

Хочу отметить, что публикация концертных записей в сети не поощряется. Подобные случаи можно аккуратно обойти в рамках добросовестного использования, как это произошло с автором видео, использовавшего в своем видео отрывок, где ребенок смотрит на экране своего гаджета фильм. Но подобного рода контент, конечно, не стоит того риска, которому вы подвергаете свое имя в сети.

Ангелина Донцова, помощник декана ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова по связям с общественностью.

Еще один интересный момент, возникшей на практике, отметила имиджмейкер Любовь Горшенина:

Бывали моменты, когда я снимала модный показ на Московской Неделе Моды. А затем, выкладывая видеоролик в соцсетях, он шёл без музыки. Это значит, что дизайнер, используя музыку для показа своей коллекции, нарушил авторское право композитора или музыканта. В этом случае канал сам блокирует воспроизведение звука.

Любовь Горшенина, имиджмейкер.

Администрация YouTube прислала мне предупреждение о нарушении авторских прав. Что делать?

Если блогер на своем канале YouTube опубликовал видео, в котором присутствовало заимствование чужого произведения, администрация YouTube присылает предупреждение о нарушении авторского права. В этом случае блогер может или согласиться с администрацией и удалить видеоролик (или принять факт заимствование и отключить монетизацию видео) или открыть спор.

Более подробно об этом рассказала Эльвира Прусакова:

Если автор видеоролика дал вам своё разрешение на использование его работы, никто препятствовать не будет. Используйте на здоровье!

А если вас заподозрили в плагиате и пожаловались, администрация ресурса вполне может удалить выставленную вами работу. Конечно, вы можете отправить встречное уведомление, настаивать, что работа исключительно ваша. Руководство видеохостинга перенаправит это уведомление лицу, которое на вас пожаловалось. Но участвовать в качестве свидетеля или третьего лица в суде не будет.

Что происходит на практике? Не думайте, что, если вы выложили видеоклип с содержанием чужого материала и подписали автора, будет являться достаточным основанием для признания такого материала в качестве добросовестного использования.

Эльвира Прусакова, юрисконсульт онлайн-платформы Податьвсуд.РФ.