100% актуально

100% актуально

100% достоверно

100% достоверно

Когда можно и когда нужно включать учебу в стаж?

Когда можно и когда нужно включать учебу в стаж?

В советские времена учеба входила в трудовой стаж, так было и в 90-е годы. С 2002 года это правило отменили, но за более ранние периоды оно остается в силе. Однако Пенсионный фонд в большинстве отказывается включать учебу в стаж, уверяя, что в этом случае пенсия снизится. Мы разобрались, почему так происходит и когда учебу действительно стоит включать в стаж.

В чем суть проблемы

Порядок расчета пенсии в России очень сложный. Нынешние и будущие пенсионеры слабо разбираются во всех тонкостях расчета пенсионных баллов, коэффициентов и пенсионных прав. Но понимать общий порядок расчета пенсии нужно, чтобы не лишиться положенных по закону выплат.

Законодательство России сейчас разделяет 3 вида периодов:

  • страховые периоды – когда за человека перечислялись страховые взносы. Это только периоды работы, ведения предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности (учитывается только «официальная» работа);
  • нестраховые периоды, входящие в страховой стаж – военная служба, временная нетрудоспособность, уход за ребенком до полутора лет, получение пособия по безработице, уход за пожилым человеком или инвалидом и т.д. IM
  • нестраховые периоды, которые не учитываются в страховой стаж – все остальные периоды, в том числе учеба.

Такие периоды включаются в страховой стаж, если до них человек работал или проходил военную службу.

Поэтому действующий закон четко обозначает – учебу нельзя учесть в страховой стаж. Но при этом закон позволяет засчитать такие периоды (учёбы в ВУЗах, ПТУ, техникумах, медицинских и педагогических училищах, аспирантуре и т.д) до 2002 года в стаж при некоторых условиях.

Большинство пенсионеров, которые пытались добиться включения учебы в стаж, получили отрицательный ответ из Пенсионного фонда. Это происходит из-за того, что увеличение стажа за счет включения туда учебы не всегда увеличивает пенсию.

Увеличенный за счет нескольких лет обучения стаж нужен для:

  • выхода на пенсию по старости. Если не хватает нескольких лет до минимальных 10 лет стажа (в 2024 году будет 15 лет), то за счет включения учебы можно «добрать» недостающее;
  • выхода на пенсию по выслуге лет. Это доступно работникам отраслей с опасными и тяжелыми условиями труда, а также для работников медицины и здравоохранения. Учеба поможет добавить несколько лет к льготному стажу;
  • увеличения пенсии. Касается это только периодов до 2002 года, и только немногих случаев.

Таким образом, возможность включить учебу в стаж регулируется одними нормами, а влияние этого стажа на пенсию – другими. Поэтому дальше рассматривать эти два вопроса стоит по отдельности.

В каких случаях закон РАЗРЕШАЕТ включить учебу в стаж

Согласно действующему законодательству периоды учебы не включаются в стаж и не дают никаких дополнительных пенсионных баллов. Тем не менее, при желании включить учебу в стаж все же можно.

Дело в том, что Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет особую оговорку в статье 13 (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD):

8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.


ФЗ №400 / Пункт 8 Статьи 13

Простыми словами этот пункт означает, что если на момент учебы она могла быть включена в стаж, то это можно сделать и сейчас.

Поэтому стоит учитывать, на какие именно годы приходятся периоды учебы будущего пенсионера. Впервые пенсии в СССР были введены соответствующим законом в 1956 году. С тех пор действовали такие законы:

Период Нормативный акт Суть
1 октября 1956 года – 2 августа 1972 года Постановление Совмина СССР от 4 августа 1956 года № 1044 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD)
  • обучение в училищах, СПТУ, школах ФЗУ, и школах, курсах и т.д. – включается в стаж;
  • обучение в ВУЗах, техникумах, медицинских и педагогических училищах, аспирантуре и т.д. – включается в стаж, если до учебы человек работал.
3 августа 1972 года – 31 декабря 1991 года Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD)
1 января 1992 года – 31 декабря 2001 года Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD) Любая учеба включается в стаж
1 января 2002 года – 31 декабря 2014 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD) Никакая учеба не включается в стаж
После 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (скачать и смотреть полный текст закона Скачать документ в формате WORD)

Как видно, чтобы учебу в ВУЗе в советский период засчитали в стаж, до нее должен быть период трудовой деятельности. Самое социально справедливое законодательство действовало в 90-е годы – в стаж могла быть включена любая учеба.

С 2002 года пенсионная система России изменилась, теперь вместо данных о зарплате и отработанных годах для определения размера пенсии учитывается сумма уплаченных за работника страховых взносов.

В отдельных случаях учеба и после 2002 года может быть засчитана в стаж. Например, если человек учился заочно и одновременно работал, этот период будет учтен в стаж как период работы.

Для того, чтобы набрать минимальный стаж для выхода на пенсию (10 лет, а в перспективе 15 лет), учебу включат в стаж. Кроме того, учебу до 1992 года могут учесть при определении льготного стажа (учебу в ПТУ для Списков 1 и 2, для медиков и педагогов – учебу в медицинских и педагогических училищах и в ВУЗах). Более подробно об этом мы пишем в отдельной статье.

Но стоит ли просить включить учебу в стаж для определения пенсии – вопрос гораздо более сложный.

В каких случаях НУЖНО включать учебу в стаж

Количество лет стажа в настоящее время влияет на размер пенсии. От продолжительности стажа зависит оценка пенсионных прав, сформированных у гражданина до 2002 года.

Как мы писали в статье о расчете пенсии, за периоды с 2002 года сумма пенсии зависит только от перечисленных в Пенсионный фонд страховых взносов.

За предыдущие годы (вплоть по 2001) оценка пенсионных прав может проводиться двумя вариантами. В частности, расчетный размер пенсии на 31 декабря 2001 года рассчитывается двумя способами:

  1. отношение средней зарплаты работника к средней по стране в тот же период (не более 1,2) умножается на коэффициент стажа и на 1671 рубль;
  2. средняя зарплата работника умножается на коэффициент стажа. По этому варианту есть ограничение по итоговой сумме в 555,96 рублей

После расчета пенсии по каждому варианту выбирается вариант, который дает наибольшую сумму.

В обоих вариантах есть коэффициент стажа, но рассчитывается он разными способами:

1 вариант
(пункт 3 статьи 30 ФЗ-173)
2 вариант
(пункт 4 статьи 30 ФЗ-173)
Принцип расчета стажевого коэффициента:

  • если стаж меньше 20 лет (женщины) или 25 лет (мужчины), коэффициент равен 0,55;
  • за каждый год сверх этого стажа к коэффициенту прибавляется 0,01 (но не более, чем 0,2, то есть максимум до 0,75).
Что засчитывается в стаж:

  • трудовая деятельность;
  • воинская служба;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды, когда человек получал пособие по безработице.
Что засчитывается в стаж:

  • трудовая деятельность;
  • воинская служба;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • периоды, когда человек получал пособие по безработице;
  • периоды обучения;
  • уход за инвалидом или престарелым;
  • уход за ребенком до 3-летия.

В этом и заключается проблема с целесообразностью включения учебы в стаж для расчета пенсии: чтобы учеба учитывалась как стаж, пенсию на 31.12.2001 года нужно рассчитывать только через второй вариант, а это невыгодно большинству пенсионеров. Здесь основную роль играет ограничение максимального размера рассчитанной таким образом пенсии – 555,96 рублей.

Например, при расчете пенсии по первому варианту, если у работника была близкая к средней по стране зарплата, сумма выйдет равной 919,05 рублей, что гораздо выше 555,96 рублей – ограничения по второму варианту.

Математически можно подсчитать, что включать учебу в стаж целесообразно только тем, у кого зарплата в советские годы и в 90-е была на уровне 60% или ниже средней по стране, а суммарный стаж (на 31.12.2001) будет больше 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

Например, если у человека в справке о зарплате числится сумма среднего заработка за 60 месяцев в 90 рублей, а средняя зарплата по стране в тот же период была равна 130 рублям, то уже выгодно учебу не включать (соотношение со средней будет на уровне 70%).

Сотрудники Пенсионного фонда при установлении страховой пенсии обязаны проводить расчет по обоим вариантам, и затем выбирать из него самый выгодный (то есть, с большей суммой). Если есть сомнения в правильности расчета, можно запросить официальные разъяснения.

Как еще можно сделать пенсию выше

Пенсия рассчитывается согласно действующему законодательству и с 2002 года зависит, в основном, от уплаченных страховых взносов. С 2015 года сумма взносов по особым формулам пересчитывается в пенсионные баллы (ИПК), которые и определяют конечную величину пенсии.

Поэтому, чтобы обеспечить себе нормальную пенсию, прежде всего нужно официально работать или перечислять взносы как ИП. Разумеется, в этом вопросе каждый сам делает свой выбор, но напомним – трудоустройство работника без соответствующего оформления и перечисления страховых взносов несет административную или уголовную ответственность.

Еще пенсию можно увеличить, включив в нее нестраховые периоды, дающие право на страховой стаж:

  • уход за детьми (до 1,5 лет на каждого, не больше 6 лет в сумме);
  • уход за престарелым человеком или инвалидом;
  • временная нетрудоспособность и периоды получения пособия по безработице;
  • военная или иная служба.

С начала 2000-х годов эта информация собирается автоматически, а если эти периоды были раньше – о них не стоит забывать, каждый год военной службы, ухода за инвалидом или за детьми дает 1,8 и более пенсионных баллов.

После 2015 года многие пенсионеры смогли повысить пенсии, предоставив в Пенсионный фонд документы о рождении детей (до этого уход за детьми не влиял на пенсию). С 2015 года информация о детях учитывается еще при назначении пенсии.

Повысить можно пенсию и за периоды по 2001 год, например, запросить справки о зарплате с другого места работы, с более высокой зарплатой. Важно, чтобы соотношение средней зарплаты работника к средней по стране было как можно большим.

Иногда требуется документально подтвердить периоды работы (если в трудовой книжке записи плохо читаются или размыты). Предприятие может уже не работать, тогда информация передается в архивы. Напомним, что периоды непосредственно трудовой деятельности в любом случае влияют на размер пенсии.

Наконец, самый радикальный способ повысить пенсию – отложить выход на нее. За каждый «пропущенный» год пенсия будет расти на 6-10%.

Вам понравилась статья?

Подписывайтесь на наши каналы!

    Комментарии:
  • ланс:

    стажевый коэфф. что по п.3 что по п.4 рассчитывается одинаково. процент з/п определен правильно. но есть еще п. 7 ст. 30 где расчетная пенсия не может быть менее 660р и он тоже действует на оба примера расчета. выгода м.б. при стажевом к=0,55 в валоризации за счет лет до 1991года. т.е. учеба до 1991г это +5% к пенсионному капиталу.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Посмотрите ФЗ-173 в части расчета стажевого коэффициента. Периоды, которые в него засчитываются, перечислены в каждом пункте под формулами. В п.3 список гораздо меньше. Учеба даст +5% только тогда, когда пенсия рассчитывается по второму варианту — пункту 4.

      Ответить
  • Ирина:

    Статья понравилась. Только все равно не могу понять, можно ли мне включить учебу в вузе (1991-1996) или нет. Работаю с 1996 года учителем. В педстаж должны эти годы включаться? В нашем пенсионном все «выбрасывают».

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Кратко: если Ваша зарплата за 60 месяцев или в 2000-2001 году была больше 60% средней по стране, то включать учебу в стаж не придется.
      В педагогический стаж с 1991 года учеба не входит.

      Ответить
  • игорь:

    Бесят ограничения стремящимся больше заработать.1)Отношение ср.з/пл.работника к средней по стране (не более 1,2)-?
    2)Ср.з/пл.работника умножается на коэффициент стажа,где ограничения по итоговой сумме в 555.96 руб. — ?
    3)За каждый год сверх стажа (20 лет Ж и 25 лет М) к коэффициенту 0.55 прибавляется 0.01 но не более чем 0.2 т.к.MAX
    до 0.75. — ? По моему государство должно заинтересовывать работника в большем размере пенсии,а тут ограничения.

    Ответить
  • Андрей Ц.:

    Добрый день! У меня вот такой вопрос. Я учился в ВУЗе с 1985 по 1993 (служба в СА по призыву с 1986-88), в институт поступил как стипендиат от завода, в трудовой есть запись о том что я принят на работу на этот завод 25.06.1985 и 1.08.1985 уволен т.к поступил в институт. Если завод мне платил стипендию , то не отчисляются ли в этом случае налоги , которые отчисляет работодатель государству за работника? И потом если я служил в армии между первым и вторым курсом обучения, то учеба включенная в стаж после второго курса будет расчитываться по первому или второму варианту начисления пенсии ?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Насчет стипендии — вряд ли завод платил с нее взносы, т.к. официально Вы были уволены с работы. Скорее всего, в стаж получится включить только годы после армии.

      Ответить
      • анатолий:

        У меня аналогичная ситуация…после армии поступил на завод…отработал два года и меня направили в институт
        В трудовой есть соответствующая запись Стипендию высылали почтовыми переводами в течении 5 лет ..после института вернулся на завод..Я думаю и понимаю так,что моя стипендия выплачивалась с общезаводского фонда оплаты труда ….с которого (с общего фонда)
        проводились отчисления в пенсионный фонд… значит производились отчисления и с моей стипендии.
        Если основными требованиями является отчисления в этот фонд…мне не понятен отказ.
        У меня то же запись в трудовой»Уволен в связи с зачислением в строительный институт по направлению комбината»
        Но если я был уволен,то по какому праву мне высылали стипендию?
        Казус? Или бюрократический манёвр?Как вы думаете….если поднять шум…..результат будет?Или не стоит уже?

        Ответить
        • Артём Васильев:

          Пенсионный фонд редко так ошибается, чтобы его можно было привлечь к ответственности. Вам, возможно, стоит уточнить на заводе (или в архиве, если он закрылся), из каких средств выплачивалась стипендия.

          Ответить
        • Надежда:

          У меня такой же вопрос. До института я работала 4 года,( с 1960-1964гг) далее поступаю в институт Педагогический — (1964-1969гг) дневное отделение и годы учебы выбросили, даже не вошли в общий трудовой стаж, на самом деле стаж — 42 г — 5 лет учебы = 37. Просмотрела эти статьи , где четко написано, что до 2002 ( новое законодательство) — годы учебы должны входить в стаж. Но увы!!! Почему так?? Не понятно. Стипендия была, какие то вычиты были, но ничего не докажешь. — ОТКАЗ И ВСЕ

          Ответить
          • Артём Васильев:

            Здравствуйте. Если работа до учебы подтверждается документами, то и учебу должны включить в общий стаж. Но вопрос в том, что он может не повлиять на сумму пенсии.

        • Наталья:

          Стоит обратиться в ПФ России с заявлением и пакетом документов (копии) для восстановления стажа и баллов. Я год работала, потом институт. Мне годы учебы в стаж засчитали, а чтобы и в баллы пошла учеба, как раз требовалось подтверждение , что я направленец. Получите ответ из ПФ-идите в суд. Закон на вашей стороне.

          Ответить
    • Алексей:

      Учёба в ПТУ 1970-1972г от предприятия Трудовая книжка выдана 1970г При начислении пенсии стаж учёбы выбросили и до 40 лет не хватило поэтому расчёт был произведён по другой фориуле и пенсия получилась меньше Как хотят так рвсчитывают

      Ответить
      • Артём Васильев:

        Это не произвол, так задумано в законе:
        — если использовать соотношение средней зарплаты к средней по стране — в стаже не учитывается учеба;
        — если использовать учебу, жестко ограничивается сумма пенсии.

        Ответить
    • Alfia:

      Через гос услуги пришла выписка из ПФР , ничего не понятно ,почему я должна разбираться в коэфециэнтах и так далее. Должна была выйти в 2020, в ВУЗ поступила с трудовой в 1991, будучи уверенной что войдут в стаж 5 лет. В выписке нет даже года работы на заводе ЕЛАЗ, он в другом городе(30км). Боюсь даже идти в ПФР , один раз уже отправили МФЦ, а там наоборот ПФР. Наверное будет минималка. С детьми долго сидела, бабушек не было

      Ответить
    • Вера:

      Учёба в СГПТУ 3года. 1980г по 1983г. После учебы работала 6 лет. Включается в стаж учёба. 2003г по 2011г частный предприниматель. 1989г по1990г пять месяцев отработала по оборудование квартир. 15 лет и четыре месяца , не сшитая учёбу. Я могу выйти на пенсию. С 1965 года

      Ответить
  • павел иванович:

    Здравствуйте. Я работал летом , после школы в 1978 году ,есть справка из архива о зарплате ,а в сентябре пошел учиться в ТУ . Учебу мне не засчитали в ПФР Трудовой книжки в то время у меня не было . Мне не хватает 9 месяцев стажа для получения Ветерана труда РБ . Что можно сделать

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. В данном случае Вам могут засчитать в стаж учебу. Наличие или отсутствие трудовой книжки роли не играет. Но стоит учитывать, что для звания Ветеран труда нужно, чтобы учеба была по той же профессии, по которой присваивается звание.

      Ответить
  • Анатолий:

    Анатолий. Я устал повторять азбучную истину. Пенсионный фонд на текущий момент это «МММ» в самом худшем варианте. Мавроди по сравнению с руководителем Пенсионного фонда рядом не стоял. Здесь нарушены все международные права человека. Я предоставлял в качестве примере Пенсионный фонд Сингапура, где все заработанные денежные средства с учетом процентов и инфляционной составляющих возвращаются пенсионеру единоразово и единовременно. Здесь решаются несколько задач. А именно пенсионер сможет использовать денежные средства для лечения в случае онкологии и других экстренных случаев или оставшейся пенсионный капитал может отдать по наследству ближайшим родственникам и ряд других случаев в жизни пенсионера, где он является распорядителем своих заработанных средств. Это очень актуально для России, где бесплатная медицина перешла в разряд платной. В случае преждевременной смерти пенсионера денежные средства, которые он заработал остаются в пенсионном фонде. В цивилизованном обществе нет необходимости содержать Пенсионный фонд. Все заработанные средства перечисляются на личный счет в Центральный банк, где они аккумулируются, начисляются проценты, при необходимости по желанию клиента переводятся в необходимую валюту. Никто не имеет права включая президента использовать накопленные денежные средства пенсионера в своих личных и «государственных» интересах без его ведома.

    Ответить
  • Сергей Юрьевич:

    Здравствуйте.
    1. Учеба в техникуме с 1977 по 1981год Министерство Речного Флота . Север Иркутской области (район приравнённый к району Крайнего Севера г. Усть-Кут). Во время учебы производственная практика с зарплатой. Далее работа на флоте по специальности.
    2. С 1981 по 1986 учеба в ВУЗе (дневное). Направлен на учебу (получал стипендию от предприятия). Во время учебы проходил производственную практику на флоте (Крайний Север. Якутия).
    3. С 1987 по 1988 срочная служба в армии.
    Вопрос: входит ли учёба в техникуме и ВУЗе в трудовой стаж ? Входит ли срочная служба в ВС СССР в трудовой стаж.
    Спасибо.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Если до техникума не было работы — его не включат в стаж. Практика — под вопросом, если был заключен трудовой договор, то возможно включат.
      ВУЗ — если работа была официальная именно до начала обучения, то должна войти.
      Армия входит в стаж и дает пенсионные баллы.
      Что касается северного стажа. Реальность такова, что если удастся включить учебу в стаж, то за северный его не посчитают. Аналогично с армией — только сами годы, без любых коэффициентов или сокращения срока выхода на пенсию.

      Ну и могу отметить такой факт: судя по всему, у Вас в советское время была относительно высокая зарплата, скорее всего расчет пенсии пойдет по первому варианту, а это значит — включат учебу в стаж или нет, на сумму пенсии это не повлияет.

      Ответить
  • павел иванович:

    Я на пенсии с 2001 года. Стаж работы с 1957 года. Далее ПТУ, армия, институт, работа на производстве. Продолжаю работать и сегодня. Повлияет ли как то моя нынешняя работа на величину пенсии? Или же хватит «горбатиться»?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Сейчас вы можете получить максимум 3 балла в год, так что вопрос спорный. После увольнения получите индексацию пенсии.

      Ответить
  • Светлана:

    Здравствуйте. Моему мужу (капитану теплохода, вышел в 55 лет, пенсия 14352 руб), когда он возмутился по поводу такого размера пенсии, пришел официально ответ из ПФР, где сказано, что коэффициент соотношения -3,02, а расчет сделан из 1,2- это предел (как они сказали) , и выше платить нельзя (по закону). Из Вашей статьи я поняла, что все таки можно сделать расчет из своего максимального коэффициента соотношения своей зарплаты?. Можно мне в Ваш адрес выслать ответ из ПФР для проверки правильности их ответа?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Если не через соотношение 1,2, то пенсия будет еще меньше (там ограничивается сумма). Соотношение может быть увеличено только для тех, кто работал на Севере. Так что, увы, ошибки в расчетах нет.

      Ответить
  • Татьяна:

    Добрый день. Моя мама ветеран труда. Ее стаж 35 лет на одном месте, после учебы в фарм училище.
    Она спрашивает,обучение в училище, может войти в ее стаж,ведь по профилю отработала после обучения.
    И стоит этим заниматься?
    Татьяна.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Если это было медицинское училище, то они приравнивались к вузам, и нужна была работа до этого. И в Вашей ситуации, вероятно, нет смысла увеличивать стаж, ведь на размер пенсии он вряд ли повлияет.

      Ответить
  • Галина:

    Добрый день!А вот я училась с 1958 по 1973 гг, а в статье упоминается закон, что с 1956 по 1972 гг учитывалась в стаж работы, пошла на пенсию в 2006 году, и тут опять не попала под старый расчёт.
    И ещё, у меня коэффициент по зарплате много больше 1,2, а сейчас учитывают по новому закону 40% от превышения средней зарплаты.
    Стаж из-за институту, и в 90-е годы закрытия военного завода — только 30 лет, и пенсия меньше чем у колхозников, 12000 р. А работникам с/хозяйства с-час повышают пенсию на 25%.

    Ответить
    • Валерий Николаевич:

      Здравствуйте. Мне не был учтён в общий трудовой стаж учеба в ПТУ с 01.09.1980 по15.06.1983 года. Правомерно ли мне отказали в СФР.

      Ответить
  • Гульсина:

    Здравствуйте. С апреля по август 1987 года я работала в д\саду воспитателем. С сентября 1987 по 16.08.1992 года обучалась на дневном в педагогическом институте. С 1992 года работаю в школе учителем. При первой консультации в ПФ (2017г.) у меня не засчитали в льготный стаж 2 года по уходу за ребенком и рекомендовали подойти за назначением в 2019г. На данный момент в ПФ мне сказали, что назначение не ранее 2024 года. Ситуацию не объяснили мне, но по годам я понимаю, что исключили обучение в ВУЗЕ. В 2017 году мне насчитали 23 года педагогической деятельности ( с учетом 2 года по уходу за ребенком), а в 2019 году 20 лет… Подскажите пожалуйста, войдет ли обучение мое в льготный стаж? Или ждать 2024 год, а там отложенный выход на пенсию (где гарантия, что я в 2024 году выйду на пенсию,,,)

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Учеба входила в льготный пед. стаж только по 1991 год. Возможно, из-за этого Вам не засчитали весь период обучения, но по идее должны засчитать. Плюс сейчас по льготному пед. стажу будет действовать новое правило — отсроченный выход на пенсию (вплоть до 5 лет).

      Ответить
      • Ольга:

        Здравствуйте. С 1986 по1988обучалась в одном пединституте, но затем я прервала учёбу по обстоятельствам. С января по август 1989года работала учителем в сельской школе, и осенью того же года восстановила учёбу в другом пединституте на 2курс. В дипломе записано, что в 1986 г. поступила в такой-то институт в1993окончила такой-то институт. В ПФ получила отказ о включении учёбы в стаж, у меня получается 4 года после работы в школе Работа предшествует периоду учёбы. Хотела выйти на пенсию по выслуге. Что делать?

        Ответить
        • Артём Васильев:

          Здравствуйте. Возможно, получится включить учебу со 2 курса в льготный стаж, так как ей предшествовала работа по профилю. Учитывая, что есть отказ со стороны Пенсионного фонда, попробуйте обратиться в прокуратуру.

          Ответить
  • Александр:

    Здравствуйте. Трудовая книжка открыта в 1976 году. 1976-1977 по август учеба в ТУ. После с августа по ноябрь работа на заводе по специальности выпуска с ТУ. Ноябрь 1977-1979 служба в ВС СССР. Декабрь 1979-1985 учеба в ВУЗе. 1985-2019 работа по специальности. Подскажите пожалуйста что и в какой стаж войдет для расчета пенсии. Заранее благодарен. Александр.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. При желании весь Ваш стаж, включая обучение, армию и работу, можно включить. Но по какому из двух вариантов рассчитывать пенсионные права на 31.12.2001 — решают в ПФ. Если у Вас была относительно высокая зарплата до 2001 года, то выгоднее будет первый вариант, а там учеба не учитывается.

      Ответить
  • Мария:

    А почему Вы пишите, что после производственной практики в ВУЗе, период учебы в ВУЗе после практики не входит в стаж? Я обучалась в ВУЗе с 1981 по 1987 гг., производственную практику в течение 3-х месяцев проходила в 1985 г., о чем в трудовой книжке есть запись, что я работала лаборантом в отделе. Я звонила по телефону горячей линии ПФРФ, и мне сказали, что мне нужно взять архивную справку, что во время практики я работала и получала зарплату. Тогда период учебы после прохождения практики (это порядка 17 месяцев), войдет в стаж. У меня с трудом набирается необходимые 10 лет — я должна выйти на пенсию в этом году. Также, я читала про эти производственные практики на других сайтах, и там тоже говорилось, что период учебы после них включается в стаж. Где собственно указано законодательно, что работа должна предшествовать именно поступлению в ВУЗ? Везде, где я читала, говорится, что работа должна предшествовать периоду учебы. Соответственно, период учебы в ВУЗе после прохождения практики должен войти в стаж. После разговора с ПФРФ, я была абсолютно в этом уверена.

    Ответить
  • Татьяна:

    Здравствуйте! В 1992 году после пед.училища пошла работать в школу. В 1993 году поступила заочно в педуниверситет. Училась и работала. Войдет ли учеба в льготный стаж или надо будет обращаться в суд? На данный момент у меня 27 лет стажа. Я отработала за отпуск по уходу за ребенком (1 — 1996 гр 1 год и 5 месяцев, 2 — 2006 гр отработала 6 месяцев).

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Что касается учебы и работы — один и тот же период можно включить в стаж только один раз. То есть, Вам его засчитают в стаж — как работу или как учебу, закон тогда это позволял. Но в льготный стаж уже нет, так как с 1992 года учеба туда не входит. Отпуск по уходу за ребенком не входит в льготный стаж с 1993 года.
      Поэтому Вам получится засчитать только непосредственно работу. Педагогическое училище могут включить, если до него Вы работали — оно было как раз до отмены этой нормы.

      Ответить
  • Ольга:

    Здравствуйте! ПФ не засчитал в льготную (северную) пенсию учебу 1984-1990 г, и год декретного отпуска во время учебы, также в районе, приравненному к Крайнему Северу. Собираюсь подавать в суд. Учеба приходится на время действия закона, когда учебе должна предшествовать работа. Внимательно прочитала закон-выдержка:

    (2. Правила, которые настоящим Положением установлены для рабочих, служащих и их семей, соответственно относятся также (если не оговорено иное):
    а) к другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование, и к их семьям;
    б) к учащимся (подпункт «в» пункта 1), аспирантам и клиническим ординаторам, работавшим в качестве рабочих или служащих до поступления в учебное заведение, на курсы, в аспирантуру или ординатуру, к докторантам, а также к их семьям;)
    Почему слово «также» трактуется так, что как будто бы п.2 применяется к п.1. Написано и «также» , в п. 1 не упоминается, что учащиеся должны были работать до учебы!!!! Правила установлены и для тех, и для тех. «Также» — это ведь не «если» , а часть речи «союз» «и»

    Ответить
  • Егор:

    Добрый день. Закончил мед колледж в этом году,родственники сказали,что могу включить 4 учебных года в трудовой стаж. Сколько ресурсов не облазил,везде пишут,что такая практика была только в СССР,до 2002 года,потом мол реформа поменялась. На вашем ресурсе нашел информацию,что сейчас,все же,медикам и другим «особым» профессиям можно включить,цитирую: «Для того, чтобы набрать минимальный стаж для выхода на пенсию (10 лет, а в перспективе 15 лет), учебу включат в стаж. Также ее могут учесть при определении льготного стажа (учебу в ПТУ для Списков 1 и 2, для медиков и педагогов – учебу в медицинских и педагогических училищах и в ВУЗах).»
    Помогите пожалуйста. Заранее спасибо за ответ.
    Если нельзя в трудовой стаж,то в профессионально-медицинский можно? Или эти 4 года вообще НИКУДА нельзя вписать на нынешний момент.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Во-первых, сейчас уже нет понятия трудовой стаж с точки зрения пенсионного законодательства. Только страховой стаж. Во-вторых, действительно, учеба засчитывалась в стаж до 2002 года. Сейчас — только если параллельно вы работали. Принцип прост — нет взносов, нет стажа.

      Ответить
  • Мария:

    Скажите, пожалуйста, а можно включить в трудовой стаж обучение на вечернем отделении колледжа с 1992 по 1993 г. ? В это время я не работала. Как по поводу курсов иностранных языков и соответствующих дипломов об их окончании до 2002 г.? Могут ли они рассматриваться как курсы повышения квалификации и быть включены в стаж? Все это — для достижения минимального трудового стажа 10 лет и получения пенсионных прав.

    Ответить
  • Марина:

    Здравствуйте могу ли я повысить пенсионные баллы за счет обучения в ГПТУ с 1979 по 1982г и сколько? страхового стажа 11 лет не считая обучения,в период обучения проходила практику.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Насчет баллов — вопрос сложный, все зависит от Вашей последующей зарплаты и стажа. В любом случае, Вам все посчитают сотрудники ПФ при назначении пенсии.

      Ответить
  • Фалько Иван Николаевич:

    До поступления в Серафимовический техникум СТМСХ Волгоградской области (1981 г.) я работал каменщиком в ПМК. Окончил его в 1984 г. Получил распределение в Кировскую обл. в Богородский р-н совхоз Ухтымский. Данная работа засчитана в спецстаж (льготная). Пенсионный фонд блокирует зачёт учёбы в техникуме как льготный стаж. Согласно постановлениям Совмина СССР от 04.08.1956 г. и 03.08.1972 г. исчисление стажа – учёба в техникуме не зачисляется в льготный стаж. Когда я уехал по распределению по государственной программе «Поднимать Нечерноземье» в Кировскую область (Тьмутараканию), мой выбор не учитывался. На какие нормативные документы о молодых специалистах и их распределении мне необходимо ссылаться, чтобы подтвердить учёбу в техникуме как льготный стаж? Я смог доказать в суде 4 года льготного стажа из 6, 3 лет. Работу в колониях не включают в страховой стаж. Суды игнорируют архивные справки о заработной плате из исправительных учреждений. 40 лет не преступал черту закона. Опираются на 1992 г. Прошу Вас помочь в решении моей проблемы.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. О льготном стаже мы подробно написали в этой статье. Если кратко — то учеба включается ограниченно и только для педагогических работников.

      Ответить
  • александр:

    Учеба в вузе была в 1976-1982 гг
    Сейчас осуществляю уход за 80 летним, но не вижу этих баллов в личном кабинете Пфр, а без них мне не хватит баллов для пенсии. Подавать на пенсию имею право в январе 2020г .
    Могут ли не зачесть период уход,а тк до этого был длительный перерыв после последней офиц работой и началом ухода .
    При этом я сумел в Пфр получить справку, что период ухода будет зачтен.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Если есть справка о том, что засчитывают — значит не засчитать не могут. В законе не сказано, сколько именно должно пройти времени между работой и нестраховым периодом.

      Ответить
  • Александр Васильевич:

    После событий на о. Доманский воинскую часть срочно перебросили в Монголию (отец военнослужащий). В г.Чойбалсан я закончил 10 класс. Семья осталась в Монголии, а я приехал в г. Горький (Нижний Новгород) и поступил учиться в ВУЗ. Семья осталась служить в Монголии. С 01.09.1971 по 01.04.1977 г. я ежемесячно получал стипендию 40 р. Кроме того, после обучения на военной кафедре ВУЗа) мне было присвоено звание «Инженер-лейтенант» (командир БЧ-5 ВМФ). С первого и до последнего курса я регулярно работал грузчиком: на местной овощебазе, пивзаводе, на кондитерской фабрике и на жиркомбинате — везде где можно было работать в ночную смену. Трудовые тогда никто не оформлял.
    Остались только свидетели, которые проживали со мной в одном общежитии.
    Могу ли я рассчитывать на включение в стаж учебу в ВУЗе (мне до звания «ветеран» не хватило всего 1,5 года)

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Учеба в ВУЗе включается в стаж, если была работа до нее. Но у Вас ситуация сложнее — работа, скорее всего, была неофициальной или полуофициальной. Вопрос — было ли оформление на этих местах работы с пенсионными отчислениями. Если не было отчислений — то шансы на то, что учебу включат в стаж, почти нулевые.

      Ответить
  • Аркадий Широков:

    1.В выписке о состоянии индивидуального лицевого счёта стоит сумма набранных пенсионных баллов. По ним можно рассчитать самому свою пенсию или эти баллы ни на что не влияют?
    2.Можно ли включить учёбу в ВУЗе в стаж и получить пенсию по сумме пенсионных баллов, а не по расчётам зарплат до 2002 года, если там выходит меньше.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      1. В выписке учитываются только те баллы, которые набраны с 2002 года. За те периоды, что были отработаны до этого, нужно будет собирать справки о зарплате.
      2. В пенсии учитываются как периоды до 2002-го, так и после. По данным о зарплатах за советский период и до 2002 года рассчитываются свои баллы, за период с 2002 по 2014 свои, а с 2015 года все взносы сразу переводятся в баллы. Все это суммируется, поэтому в пенсии будет учтено все.

      Ответить
  • Пьянова Новосядла Надежда:

    Здравствуйте,среднюю школу я закончила в 1975 году,педагогический институт в 1979 году,потом работа по 1982 год,после этого уехала за границу,где работала 35 лет,оформляю пенсию,но годы учёбы и работы в Советском Союзе мне будут защитывать в общий стаж по действующим законам РФ.Прошу Вас сообщить мне,защитаются ли мне годы учёбы или нет. Спасибо за Ваш ответ.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Вряд ли эти годы зачтут Вам в стаж, т.к. до учебы не было периода работы.

      Ответить
  • Валима:

    Здравствуйте! После школы колхоз дал направление на учебу. при этом сразу оформили трудовую книжку. Получала стипендию от колхоза, после учебы вернулась в хозяйство. В этом случае период учебы можно включить в стаж?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Скорее всего, ПФ сразу не включит это в стаж — нужно будет узнавать, были ли пенсионные отчисления. Если были — это можно будет посчитать как работу. Просто трудовая книжка еще не означает трудоустройство.

      Ответить
  • сергей:

    Здравствуйте!
    До поступления в институт в 1967г., я один год работал.Засчитаются ли в стаж годы учёбы в институте?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Должны засчитать, но не факт что это увеличит пенсию.

      Ответить
      • Светлана:

        Здравствуйте! Мне для получения звания ветерана труда не хватает стажа до 40 лет три с половиной года (Санкт-Петербург) . Можно ли включить в ЭТОТ стаж учебу в вузе (дневное отделение) или учебу в вузе после производственной практики после 2-го курса?

        Ответить
        • Артём Васильев:

          Здравствуйте. Со статусом Ветерана труда ситуация неоднозначная: его присваивают регионы по своим правилам. В законе СПб сказано: нужно предоставить документы, подтверждающие 2) трудовой стаж (не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин). Какие именно документы и какой стаж — нужно узнавать на месте.

          Ответить
  • Андрей:

    Здравствуйте! Засчитывается ли во вредный стаж обучение в аспирантуре и работа по совместительству во вредных условиях (список № 2)? Фактически обучение в аспирантуре — это та же самая работа (по направлению предприятия со вредными условиями), но более интенсивная.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Вопрос сложный, обычно в специальный стаж учеба не засчитывается (кроме педагогов), но может засчитаться работа в этот период — если все было оформлено официально. Одновременно учеба и работа не засчитаются, в стаж пойдет только какой-то один период.

      Ответить
  • Анатолий:

    Огромное спасибо! Очень полезная и доходчиво написанная статья.

    Ответить
  • Александр:

    Доброе утро, у меня ситуация следующая: до учебы в вузе с февраля по август 1993 года работал в школе учителем труда, заменял отсутствующего учителя. в сентябре поступил в вуз. педагогический, отучился по 1998 год, затем непрерывный стаж работы до сего времени в школе. обращался в прошлом году с просьбой прояснить ситуацию могу ли оформить пенсию по выслуге лет , отказали. сказали что период учебы не зачитывается. может они не правы, может могу я оформить выслугу лет? заранее спасибо

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. К сожалению, все так — с 1992 года учеба не входит в льготный педагогический стаж, только в общий.

      Ответить
  • Лариса:

    Здравствуйте, у мения два нестраховых периода идут друг за другом.(Безработная и уход за мамой — инвалидом). До первого нестрахового периода я работала, после второго – нет. Подскажите, при выходе на пенсию
    1) будет ли учтен период ухода в стаже и для расчета пенсии?;
    2) будут ли начислены баллы на оба периода или только на первый?
    3) Если стаж меньше года, то баллы считаются исходя из кол-во дней нестрахового стажа*1,8/360 дней?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. В законе говорится так:
      2. Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
      Можно с уверенностью говорить, что первый точно учтется, а насчет второго нужно узнавать (так как ему формально предшествовал другой нестраховой период). С другой стороны, стаж до этого все же был.
      Что касается баллов, то за период безработицы их не будет совсем, а если зачтут период ухода — за каждый год дадут 1,8 балла.
      Баллы пересчитываются с точностью до 1 дня.

      Ответить
  • Рашид Рахметович:

    Согласно ФЗ РФ от 27.5.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ст. 10. п. 3 написано дословно «… время нахождения на военной службе по призыву один день военной службы засчитывается за два дня работы…» По какой причине ПФ РФ отказывает засчитывать в трудовой стаж службу в армии в двойном размере согласно этому закону. При подсчете трудового стажа для государственного служащего служба в армии входит в двойном размере в общи стаж. Это называется дискриминацией рядового пенсионера. Как объяснить эту дискриминацию с точки трактовки российского законодательства. ФЗ № 76 -ФЗ» О статусе военнослужащих» во время моего оформления на пенсию действовал. Это
    март 2001 года. Хотя он действует и сегодня. У каждого военнослужащего ПФ РФ крадет вторую половину стажа службы в армии, у кого 4, у кого 3, у кого 2 и у кого 1 год. Если время очного обучения в училище и в институте засчитывается в общий трудовой стаж,а также служба в армии в двойном размере, можно ли пенсионерам оформившим пенсию за 10 месяцев до ввода в действие ФЗ от 17.12.2001 № 173, пересчитать размер пенсии с учетом увеличения трудового стажа. Понятие страхового стажа до ввода в действие ФЗ от 15.12 2001 г. № 167-ФЗ » Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не было. Убедительно прошу ответить. Спасибо за ранее.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Стаж для пенсии рассчитывается по пенсионному законодательству. Вероятнее всего, после принятия 76-ФЗ было намерение внести соответствующую норму в пенсионное законодательство — ФЗ-173, но по какой-то причине это решили не делать.

      Ответить
  • Владимир:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, у меня на руках письменный отказ ПФР в начислении пенсии по списку № 2 в связи с нехваткой 1 года общего трудового стажа до 25 лет (специального, льготного хватает для досрочного выхода). Я обучался в Тобольском мореходном училище от Министерства рыбной промышленности СССР в 1976 году 6 месяцев и в связи с несдачей экзамена подал рапорт об отчислении. За этот период мне выдали справку об обучении. Могу ли я её использовать в дополнение к общему трудовому стажу и по каким правилам будут рассчитывать будущую пенсию. Весь остальной стаж был засчитан по 340-1 ФЗ. Включён был в общий трудовой стаж и последующий период обучения в ПТУ и служба в армии СССР. Влияет ли незаконченность обучения и отсутствие диплома об окончании на включение в общий стаж? В моём случае выгоднее использовать 340-1 ФЗ или 173-ФЗ?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. В любом случае Вам пенсионный фонд выберет самый выгодный вариант из имеющихся. Насчет неоконченной учебы в училище вопрос сложный, по идее этот период должен учитываться, но могут быть какие-то не очень известные нормативные акты, которые оговаривают эту ситуацию.

      Ответить
      • Владимир:

        Спасибо за ответ, но мне думается, что ПФР и выгодные условия для пенсионеров, понятия несовместимые. Такое впечатление, что чиновники платят её из собственных средств.

        Ответить
      • Анатолий:

        Пенсионный фонд выбирает всегда самый выгодный вариант для себя и делает всё, чтобы платить меньше или отказать совсем. Выходил на пенсию имея 25 лет педагогического стажа. Засчитали 1 год работы в техникуме, а стаж 24 года в Доме пионеров для них не считается и в пенсии отказали. Обратился в суд и вынесли решение — пенсию платить. Пенсфонд подавал на пересуд, но ничего у них не вышло. Когда спросил размер пенсии, то сказали 1100 рублей. Наверно я был после этих слов в полуобморочном состоянии и понёс на них такое… Пришлось им пересчитать и сказали 1800 рублей. Сейчас пенсия выросла до 13 тысяч (работаю, Общий непрерывны трудовой стаж более 50 лет, педагогический более 41года. Работал на 2 ставки по высшей категории, коэффициент при назначении пенсии максимальный 1,2 так как реальный 1,3) Куда обратиться, чтобы рассчитали спаведливую пенсию?

        Ответить
        • Артём Васильев:

          Коэффициент 1,2 — это максимальный по закону (кроме тех, кто работал на Севере). Что же касается стажа, он влияет на пенсию, но нужно смотреть на порядок расчета, чтобы понять что они упустили.

          Ответить
        • Анатолий:

          Здравствуйте! И куда обращаться, чтобы пересчитали пенсию?

          Ответить
          • Артём Васильев:

            Здравствуйте. Вообще нужно обращаться в подразделение Пенсионного фонда. Но для начала можете запросить расчет Вашей пенсии через сайт, чтобы понять, за счет чего ее можно увеличить.

  • Алла:

    Здравствуйте, моему мужу в июне бедет 59 лет, работы нет. Может ли он считаться предпенсионером и выйти на пенсию? Общий стаж его 28 лет. Спасибо

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. С точки зрения получения повышенного пособия по безработице (до 11 280 рублей) — будет считаться, как и для бесплатного профессионального обучения. А что касается налоговых льгот и льгот на проезд, они чаще всего прописаны с 55/60 лет.

      Ответить
  • Гульсина:

    Здравствуйте, Входит ли в льготный педагогический стаж следующая нагрузка: 0,75 зам. директора по учебной работе и 14 часов по предмету? в сумме это 1, 5 ставки. Так я отработала 2 года в 2014, 2015 году.

    Ответить
  • Олег:

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, как ветеранам боевых действий (ДРА) должны засчитывать время нахождения в Афганистане. В законе о ветеранах четко сказано, что 1 к 3, но знакомые, кто служил в ДРА уже сейчас выходят на пенсию по возрасту, а стаж им пенсионный фонд засчитывает только 1 к 1 или 1 к 1,5.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Скорее всего, 1 к 3 — так засчитывается выслуга лет для военной пенсии. Пенсионный фонд же оценивает военную службу как нестраховой период, и ни районы Крайнего Севера, ни горячие точки в законе 400-ФЗ не упоминаются.

      Ответить
  • Светлана:

    Статья очень грамотная с точки зрения пенсионного законодательства. Добавлю несколько пунктов:
    служба по призыву в СА засчитывается в стаж для расчета размера пенсии как день за два, если расчет делается по п.4 ст.30 ФЗ-173, то есть по нормам законодательства, действовавшего с 1991 по 2001 год. Если пенсионеру выгоднее расчет по п.3 ст.30 — Все считаем только в календарном исчислении.

    Лица, не работавшие в РФ в период действия ФЗ-340 ( приехавшие теперь из СНГ, например) не могут при определении права на пенсию пользоваться правом учета стажа по ФЗ-340, то есть учитывать учебу в ВУзе, ССУЗе, уход за ребенком до 3 лет. Кроме того, срочная служба даже при использовании п.4 ст.30 будет учтена в календарном исчислении.
    это касается и военных пенсионеров, претендующих на страховую пенсию за работу на «гражданке» — в ФЗ-340 не была предусмотрена возможность такой пенсии для них, значит и пользоваться условиями этого закона они не могут. Но если право на пенсию есть при соблюдении всех условий — при расчете размера пенсии уже можно применить п.4 ст.30, то есть учесть учебу и т д.

    Есть еще нестраховой период — проживание жены с мужем-военнослужащим там, где она не могла найти работу. Учитывается не более пяти лет в сумме, 1,8 ИПК за год и для определения права на пенсию и размера пенсии.

    В ПФ все варианты просчитывает компьютер, он же и выбирает самый выгодный для пенсионера, стаж и заработок сейчас вносятся в сведения лицевого счета и берутся в расчет оттуда. Так что заранее проверьте сведения о себе на сайте ПФР, чтобы успеть дополнить или изменить их

    Ответить
  • Иван:

    Артём, скажите пожалуйста, как правильно оформить жалобу в Верховный суд РФ на решение Шестого Кассационного суда общей юрисдикции города Самары. Суд отказал мне в пенсии.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Извините, этот вопрос требует серьезной подготовки, а мы точно не юристы. Возможно, Вам помогут в прокуратуре.

      Ответить
  • Татьяна:

    Здравствуйте! Скажите пожалуйста. Училась в ВУЗе с 1983 по 1988 до этого работала, есть запись в трудовой книжке. В 2020 г исполнилось 55 лет стаж по данным ПФ 32 г без учёта обучения. Можно ли включить в стаж 37 лет учебу, а расчёт пенсии по п.3 ст. 30. Спасибо.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. В расчет пенсии по пункту 3 статьи 30 не включается учеба. Более того, в 37 лет для досрочного выхода на пенсию учеба тоже не включается.

      Ответить
  • владимир:

    702 2020.Здравствуйте Артем! Мой пенсионный стаж в количестве 41 год исчисляется до 1 01 2002г. 60 лет мне исполнилось 16 06 2003г. Имею ли я право требовать расчет пенсии произвести по старой методике ФЗ № 340-1 от 20 11 1990 г.Спасибо.

    Ответить
  • Геннадий:

    Данная статья толком ничего не объясняет. одни разночтения и применение при расчете размера пенсии ограничительных коэффициентов. что свидетельствует о лукавстве чиновников, разрабатывающих законы о пенсиях и руководства страны. их подписывающих. В советское время засчитывались в трудовой стаж все периоды учебы. льготный стаж. соответственно с учетом его и определялся размер пенсии. Вынужден понять невключение в трудовой стаж периоды.в которые не производились страховые отчисления. с чем категорически не согласен. Но тогда вопрос. а почему дополнительный льготный стаж во время работы на Крайнем Севере. на протяжении которого страховые взносы перечислялись с коэффициентом от 1.5 до 1.8. тоже не включается в трудовой стаж для определения размера пенсии?
    Кто-то может объяснить это?
    Cпасибо.

    Ответить
  • Наталья:

    Оформила пенсию в 2004 году в возрасте 50 лет, так как работала в районе приравненному к Крайнему Северу. Когда увидела пенсионное удостоверение с размером пенсии 3062 руб 52 коп пришла в ужас, так как этой пенсии едва хватало, чтобы заплатить за коммунальные услуги. Посчитала, что это просто издевательство. Во-первых стаж работы был выработан. Работала с 1973 года, с 1978-1983 г.г. учеба в институте на дневном отделении (исключили из стажа), родила и воспитала троих сыновей (по уходу за детьми не включили в стаж, сослались на то, что его достаточно и так). Во-вторых,зарплата была высокой, так как после окончания института работала в нефтяной и газовой геологии, была главным геологом нефтегазодобывающего предприятия. Проработала до сентября 2008 года включительно. Когда переехали в Белгородскую область обратилась в пенсионный фонд, чтобы пересчитали размер пенсии. В итоге получила вердикт, что пенсия начислена правильно. До настоящего времени остаюсь при своем мнении, что назначена несправедливо низкая пенсия-это унизительная подачка, назвать пенсией никак нельзя. Позор государству, которое так унижает Россиян.

    Ответить
  • oksana:

    Подскажите пожалуйста. В 1975 году учился в профучилище. Потом пошел на работу. С работы в армию. С армии на ту же работу. Я мужчина 60г рождения и если у меня есть стаж 42 года, я могу уйти не через 1.5 года что мне прибавили, а выйти в 60 лет. Если включат стаж по учебе тогда будет 42 года, а у меня сейчас 41,5 месяцев. Чуть не хватает. Обязаны ли они засчитать учебу в трудовой стаж или нет?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Увы, в этот стаж (42 года) не включат ни армию, ни учебу. Туда, согласно 400-ФЗ, входят только 2 вида периодов: работа и временная нетрудоспособность.

      Ответить
  • Владимир:

    С 1 января 2015 г. вступил закон ФЗ № 400, статья 36 п.4 гласит»Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части не противоречащей настоящему ФЗ».
    А ФЗ № 400 ст 13 п.8 говорит о том, что если на момент трудовой и иной деятельности, могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указаным законодательством, по выбору застрахованого лица.
    Т.е. учеба в Советское время должна включаться в страховой стаж и по п. 3 и по п. 4 ФЗ № 173, т.к. он перестал действовать в этом компоненте с введением 400-го закона.
    Насколько я знаю, закон обратной силы не имеет, и соответственно 173 закон действует с момента его принятия до момента его отмены.

    Ответить
  • Владимир:

    Как зачесть учебу в страховой стаж. Все учащиеся были в рядах профсоюзов. Согласно постановлению народных комиссаров от 23.06.1933 г. «Об объединении Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов», в нем говорится: 1. Слить Народный комиссариат труда Союза ССР со всеми его местными органами, включая и органы социального страхования, с аппаратом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов в центре и на местах, возложив на ВЦСПС выполнение обязаностей Народного комиссариата труда и его органов. Т.к. пенсионного фонда в советское время небыло, а его функции выполнял профсоюз, то наличие проф. билета и уплаты взносов является прямым доказательством уплаты в фонд соцстраха. Это положение действовало до 1990 года.

    Ответить
  • Татьяна:

    А у меня выбросили из стажа год работы в ООО по причине того, что работодатель не перечислил взносы в ПФР. Кто виноват и что делать??

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Виноват работодатель — уплата взносов является единственным критерием для формирования страхового стажа и пенсионных прав. Скорее всего, работодателя пытались привлечь к ответственности, но учитывая организационно-правовую форму, ООО после ликвидации уже никому не будет должно.

      Ответить
  • Валентина:

    Здравствуйте! Оформляю пенсию, которая должна начать выплачиваться с 02.05.2020г. Заблаговременно за 6 месяцев сдала все документы. При приеме специалист ПФР сказала, что в расчет 2000-2001г брать нельзя, так как очень маленькая зарплата и отработано всего 8 месяцев. Сотрудники ПФР должны были запросить справки из архива за любые 5 лет до 2000 года. За месяц до начисления пенсии я пошла писать заявление о начислении пенсии и узнала, что запросы не сделаны. Я написала претензию, теперь они будут заниматься, отсрочив мне начисление пенсии в назначенный срок. По выписке из ПФР в личном кабинете у меня ИПК — 94,354, а трудовой стаж-31 год месяц 22 дня. Когда я запросила выписку после подачи письменного заявления о начислении пенсии, то по выписке уменьшился трудовой стаж на 5 месяцев 29 дней и величина ИПК. Они исключил из стажа период, когда я стояла на бирже труда. А так же они не включили в трудовой стаж учебу в ТУ с 1982-1983 год. Скажите, пожалуйста, входит ли учеба в ТУ в трудовой стаж? Исключается ли из трудового стажа временная нетрудоспособность и периоды получения пособия по безработице? Как правильно они должны рассчитать пенсию? ПФР делает все возможное, что бы начислить пенсию как можно меньше.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Если не смогли собрать справки заранее, на это будет 3 месяца с даты подачи заявления, все это время «потеряно» не будет. Что касается стажа, нужно понимать, какой именно учебный период исключили. Вообще в общий трудовой стаж учеба включается по общим принципам (в зависимости от законодательства на момент этой учебы), а на величину ИПК влияет, в зависимости от того, по какому пункту ст. 30 ФЗ-173 идет расчет.
      Вопрос по пособию по безработице — такие периоды включаются в стаж по обоим пунктам, поэтому неясно, из-за чего их исключили.
      Вообще, рядовым сотрудникам ПФ вряд ли есть какое-то дело до намеренного снижения пенсий, возможно, они так пытаются перестраховаться от ошибочно начисляемых сумм.

      Ответить
  • Любовь Владимировна:

    Выдержки:
    1. отношение средней зарплаты работника к средней по стране в тот же период (не более 1,2) умножается на коэффициент стажа и на 1671 рубль;
    2. средняя зарплата работника умножается на коэффициент стажа. По этому варианту есть ограничение по итоговой сумме в 555,96 рублей
    В этом и заключается проблема с целесообразностью включения учебы в стаж для расчета пенсии: чтобы учеба учитывалась как стаж, пенсию на 31.12.2001 года нужно рассчитывать только через второй вариант, а это невыгодно большинству пенсионеров. Здесь основную роль играет ограничение максимального размера рассчитанной таким образом пенсии – 555,96 рублей.
    А это из п. 4 ст. 30 173-ФЗ
    «Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, — 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, — продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.»
    Лично я это ограничение понимаю только для досрочного назначения пенсии. Тогда как можно трактовать п. 7 ст. 30 173-ФЗ «7. Расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.». Получается, что одна и та же статья закона противоречит сама себе?
    Пишу Вам потому, что это больной вопрос. Вышла на пенсию в 2015 г. и всё это время меня не покидает мысль о неправильном начислении пенсии. Хочу подать в суд, но всё же сомневаюсь. До и после учебы -работала, учебу, конечно же, не включили, хотя моё время учебы подпадает под Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»
    В моем случае расчет по п.4 ст. 30 173-ФЗ с учетом учебы существенно выше, чем по п. 3 ст. 30 173-ФЗ.
    0,56*1,2*1671=1122,91
    0,58*2841,57=1648,11, но никак не могу понять почему не выше 555-96? п. 5 ст. 30 При определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года. Подскажите где можно взять значение комп.выплаты? Смотрела судебные иски по пенсиям, в одном — комп.выплату взяли +150 руб., а в другом — з/плату умножили на какой-то коэффициент?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Это ограничение так и работает: какая бы сумма РП не получалась по п.4, она не будет выше 555,96 рублей. Но если стажевый коэффициент будет больше 0,55, то дополнительные проценты прибавляются к 555,96 (у Вас получается на 3% больше). А насчет компенсационной выплаты найти информацию не удалось, есть решения суда, где указано +100 рублей. Но все равно в таком раскладе получается 672,64 рубля — что меньше, чем по п.3.
      Практика такова, что у большинства по п.3 выходит больше — это такая «уловка» от государства: с одной стороны, учеба включается в стаж, но с другой — этого лучше не делать и считать по варианту, где он не включается.

      Ответить
      • Любовь Владимировна:

        Я с вами не согласна насчет РП=555,96, там четко и ясно написано — требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона). А ст.27 и 28- это досрочный выход на пенсию, а я вышла на пенсию по старости.

        Ответить
        • Артём Васильев:

          В законе сказано так:

          Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек

          то есть, что касается досрочного назначения — это как бы отдельная часть: сначала идут те, кто имеет общий стаж 25/20 лет, следующие — те, у кого есть достаточный льготный стаж для досрочного выхода

          Ответить
  • Надежда:

    Здравствуте. Скажите, пожалуйста, куда обратиться за перерасчетом пенсии до посещения в Пенсионный фонд??

    Ответить
  • Валерия:

    Добрый вечер! Подскажите, на каком основании и правомерно ли ПФ отказывает в учитывании для назначения страховой пенсии периода службы в МВД 2002-2004( уволилась в 2004 по собственному желанию — выслуга лет 13 лет- без права пенсии по выслуге лет), мотивируя это тем, что с 2002 г не было страховых взносов в ПФР. А как же ст.12 ФЗ-400?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. По ст. 12 учитываются иные периоды — в том числе срочная служба. Служба в МВД была не срочной, поэтому не может быть иным периодом, включаемым в страховой стаж. А в обычный стаж с 2002 года действительно идут те периоды, за которые были страховые взносы. Более того, сами по себе годы с 2002 года особо ничего не значат (кроме разве что возможности набрать минимальный стаж для выхода на пенсию) — на сумму пенсии влияют только суммы взносов.

      Ответить
  • Владимир:

    Здравствуйте Артем,я явлдяюсь пенсионером по линии МВД,с 2010 года.Имею гражданский стаж в том числе по 1 списку 5 лет, при оформлении гражданской пенсии мне не засчитали время учёбы в СГПТУ с 78-81 годы и в пенсии отказали.Хотя при обучении практика проходила в горячих цехах, стипендия в то время была 60 рублей.Скажите стоит ли мне судится с ПФР?

    Ответить
  • Мария:

    Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, войдет ли учеба в институте в общий трудовой стаж или только фактическое время работы? Я начала учиться на дневном отделении в институте в 1983 году, в сентябре 1984 г. была принята на работу, в июне 1985 — уволена; в сентябре 1985 г принята на работу, в июне 1986 г — уволена; в октябре 1986 г. принята на работу, в июне 1987 г уволена; в июле 1987 г закончила институт и в августе устроилась на постоянную работу.

    Ответить
  • Бармаков Михаил:

    Здравствуйте.Обращаюсь к Вам с таким вопросом: с 1985 по 1988 год работал по договору( три года) в районах Крайнего Севера, тогда в договоре оговаривалось, что год работы засчитывается за полтора, имеет ли это какое либо отношение к расчёту страхового стажа сейчас, и , если имеет , войдут ли эти периоды в 42 года. Я 1961 г.р., на пенсию выход в 2024, сейчас стаж 38 лет. С уважением, Михаил.

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Увы, в 42 года входят только календарные годы, причем только годы работы.

      Ответить
  • Роман:

    Здравствуйте!!!Учился в ПТУ в Районах крайнего севера с 92по 95 год,потом еще два года проработал в РКС и уехал в теплые края.Потом вернулся,отработал первую сетку и немного не хватает северного стажа чтоб уйти на пенсию в 45 лет.К 45 годам у меня будет 13 лет северного стажа.Могут ли войти годы учебы для ухода на пенсию в 45 лет,ведь не хватает всего пару лет.В пенсионном твердят,что только фактически отработанные годы нужны.Если могут войти,то требовать только через суд?

    Ответить
  • Иван:

    Здравствуйте. Я инвалид третьей группы. Мне 54 года. Получаю социальную пенсию, хотя есть стаж. В каком случае я имею право на трудовую пенсию. Отчисления в пенсионный фонд есть.

    Ответить
  • Александр:

    Здравствуйте!Скажите,пожалуйста,целесообразно ли включать учебу в стаж,я выхожу на пенсию 1 января 2022 года,стаж без учебы 32 года 60 баллов,но есть справка о заработанной плате за пять лет подряд работы с коэффициентом 1,4 1986-1991,как она может повлиять на пенсию?

    Ответить
    • Артём Васильев:

      Здравствуйте. Простой подсчет показывает, что включать учебу в стаж выгодно, если коэффициент 0,7 и менее. Так что в Вашем случае ПФР выберет вариант без учебы.

      Ответить
  • Владимир:

    Информация очень своевременная, но не хватает ссылок на закон.
    Ветеран труда СССР В. Ющенко
    13.09.2021

    Ответить
  • Владимир:

    Добрый день!
    После окончания ВУЗа в 1982 году проходил срочную службу офицером в рядах СА в период с 01.07.1982. по 17.08.1984 г.г. — о чем имеется запись в военном билете и выписке из индивидуального лицевого счета от 01.01.2021 г. Но после запроса и передачи скана военного билета в ПФР в выписке из индивидуального лицевого счета от 01.01.2022 г. время службы по призыву изменили — с 01.11.1982. по 20.07.1984 г.г. сократив при этом период работы (службы) в календарном виде с 2 г. 1 мес. 17 дн. до 1 г. 8 мес. 20 дн. Чем они при этом руководствовались и есть ли разница в расчете срока срочной службы по призыву в рядах СА солдатом и офицером, т.к. моя средняя заработная плата за тот период была выше 250 рублей в месяц.
    После передачи отделом кадров скана моей трудовой книжки в отделение ПФР, у меня из индивидуального лицевого счета от 01.01.2022 г были изъяты периоды советского стажа с 01.01.1991 по 31.12.2001 г.г. — которые были показаны в предыдущих ИЛС. Почему это происходит?

    Ответить
  • Иса:

    В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица нет периода учебы в ВУЗ:
    1.ПЕРИОД ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (1981 -1983)г.г.;
    2.ПЕРИОД РАБОТЫ НА ЗАВОДЕ (1983 -1984) г.г.;
    3.ПЕРИОД УЧЕБЫ В ВУЗ не указан (1984-1988) г.г.????
    4.ДАЛЕЕ ПЕРИОДЫ РАБОТЫ УКАЗАНЫ ПРАВИЛЬНО.

    Как занести период учебы через портал Госуслуги???

    Ответить
  • Тамара:

    Добрый день! Год рождения 06.12.1965 на пенсию вышла 06.06.2022г. по новому закону Работа с 1982 по 1983 гг на что имеется запись в Трудовой книжке, далее обучение в училище 1983-1985гг. далее работа по настоящее время. При расчете пенсии учебу не включили посчитали невыгодным для размера пенсии. Также не включили период 10 месяцев в стаж . так как работодатель не уплачивал взносы в ПФР. Подскажите пож-та стоит обращаться за перерасчетом о включении учебы в стаж и как быть с тем что не было перечислений. Спасибо за понимание.

    Ответить
    • Светлана Сёмина:

      Добрый день, Тамара.
      На счет учебы, возможно, ПФР и поступил правильно. Так как включить период обучения в стаж должны были, но его включение не означает, что пенсия окажется больше. Правила расчета пенсии за период учебы прописаны в п. 4 ст. 30 закона № 173-ФЗ. Там свои формулы, с которыми долго разбираться и, скорее всего, лучше прислушаться к сотрудникам ПФР.
      В отношении работодателя, который не платил взносы, — такой период ПФР должен быть включить в стаж, если у вас ест, например, трудовой договор с указанием оклада, справки о заработке и т.п. Но тут есть нюанс: не было взносов, ПФР ничего не сделает и не повысит пенсию. То есть в стаж этот период включат, но сумма будет нулевая. Если работодатель еще существует, советую обратиться к нему лично.
      Такой вывод указан в Постановлении Конституционного Суда от 10.07.2007 N 9-П.

      Ответить
      • Андрей:

        Добрый день, Светлана.
        В п. 4 ст. 30 закона № 173-ФЗ сказано: «Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин,…..не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек…..» Значит если этот стаж меньше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, то ограничение в 555 рублей 96 копеек на расчетный размер трудовой пенсии не применяется. Вот об этом жур-ст Анатолий вроде бы ничего не писал. Но за счет этого весь дальнейший расчет может дать хорошую пенсию.
        Т. к. Тамара работала с 1982 г., ее общий трудовой стаж (включая учебу) может быть чуть-чуть меньше 20 лет. Правда далее по формуле пропорционально этому уменьшению будет также только на чуть-чуть уменьшена ПК1 — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, т е Тамары. И при расчете далее это может привести к хор пенсии.
        Если Тамара возмет в архиве справку о своей первой работе, приложит копию диплома (?) об учебе с датами учебы, то по ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 3 августа 1972 г. N 590 (не помню статью в нем) и подаст на перерасчет или коррекцию своего лицев счета в СФР, то учебу и работу должны учесть. Смотрите также самое начало этого сайта от Анатолия.

        Ответить
        • Тамара:

          Андрей добрый день! Стаж 1982 по 2023 41 год как он может быть меньше 20 лет. какую справку я должна взять с места работы если есть запись в трудовой с 1982 года далее в трудовой написано что уволена по собственному желанию в связи с поступлением в вуз

          Ответить
  • Тамара:

    Светлана добрый день!

    Спасибо вам огромное за информацию. Дело в том что запись в трудовой книжке имеется но в стаж не включили
    так как не было перечислений в ПФР.Вопрос в том если бы включили это в стаж то можно было уйти на 1 год ранее так как стаж составлял 37 лет но ПФР объяснил что этот период в стаж не входит. Работодатель к сожалению банкрот поэтому данных никаких нет. ПЫТАЮСЬ ВЫЯСНИТЬ КТО ПРАВ КТО ВИНОВАТ….. Спасибо за понимание.
    С уважением Редькова Т.Ю.

    Ответить
    • Светлана Сёмина:

      Вам должны были включить их в стаж. Можете написать жалобу в СФР (Пенсионного фонда с 2023 года нет) со ссылкой на Постановлении Конституционного Суда от 10.07.2007 N 9-П. Если это не поможет, то за включением в стаж этих периодов надо идти в суд. Суд будет решать вопрос в индивидуальном порядке. Но это мой личный совет. Какое решение примет СФР или суд, я вам сказать со 100% гарантией не могу.

      Ответить
    • Светлана Сёмина:

      Еще дополню. Для выхода на пенсию при стаже в 37 лет учеба входить не будет. А вот стаж от работодателя, который не платил взносы, будет включен при условии, что вы докажете свою правоту.

      Ответить
  • Тамара:

    Светлана к моему большому сожалению уже писала вопрос в ПФР , но они стоят на своем нет перечислений нет стажа. последую вашему совету напишу в СФР . это борьба с ветряными мельницами.

    Ответить
  • Равшан:

    Я 1961 года рождения. После 8 го класса с 1976 по 1979 год обучался 3 года в ПТУ (есть диплом) .Потом служба в Армии ..Но мне почемуто учеба не вошла в трудовой стаж .. Стоит ли через суд отстаивать свои права или нет? На данный момент готовлю документы к выходу на пенсию в 2024 году.Роботаю.. Но СФР не засчитал мне стаж СССР заработанный в Союзных республиках. Как быть? Подскажите пожалуйста!!!

    Ответить
  • Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем к прочтению
Банки Сегодня в Telegram Аналитика, прогнозы, инсайды.